- Общие вопросы
1.1. Общая характеристика образовательного учреждения.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 76» (далее по тексту – Учреждение) является некоммерческой организацией, созданной путем учреждения для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования «Город Курск» в сфере образования.
Полное наименование учреждения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 76».
Сокращенное наименование: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76».
Тип муниципального учреждения – бюджетное.
Статус Учреждения: тип – дошкольное образовательное учреждение, вид – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей.
Год ввода в эксплуатацию- 1972.
Место нахождения Учреждения (юридический и фактический адрес): Российская Федерация, Курская область, 305047, город Курск, улица Конорева, дом № 16-а. Телефон: (4712) 35-17-06.
Электронный адрес
mdou76kursk@yandex.ru
Режим функционирования групп в Учреждении (длительность пребывания воспитанников в группах) – 12 часов в день: с 7 часов утра до 19 часов вечера.
Мощность дошкольного образовательного учреждения: плановая – 155 детей; фактическая- 217детей.
Правоустанавливающие документы:
Устав Учреждения от 21.12.2015 г.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 46 Л 01 № 0000793 от 14.12.2016 г.).
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (серия 46 № 001437488 от 24.06.2010 г.).
Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (серия 46 № 001626804 о 10.01.1997 г.).
Свидетельство о государственной регистрации права (серия 46-АЗ № 108033 от 20.12.2010 г.).
Договор о взаимоотношениях между дошкольным образовательным учреждением и учредителем от 24.06. 2010 г.
Санитарно-эпидемиологическое заключение на образовательную деятельность по реализации программ дошкольного образования детей (№ 46.КЦ.05.000.М.000079.01.06. от 18.01.2006 г.).
1.2. Организационно-правовое обеспечение.
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76» осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Порядка организации образовательной деятельности, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014;
- Конвенции ООН «О правах ребёнка»;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Постановления Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ;
- Порядка проведения самообследования образовательной организации, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013г. № 462» с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 14.12.2017г. № 1218;
- Устава МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76» от 21.12.2015г.
- Распорядительных документов Учредителя.
1.3. Структура управления деятельностью образовательного учреждения.
Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Единоличным исполнительным органом Учреждения является заведующий Учреждением, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения.
Должностные обязанности заведующего Учреждением не могут исполняться по совместительству.
Заведующий Учреждением назначается на должность и отстраняется от должности Учредителем в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Курска.
В соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и по решению главы Администрации города Курска и Учредителя трудовой договор с заведующим Учреждением может заключаться на неопределенный срок или на срок до пяти лет.
Отношения между заведующим Учреждением и Учредителем регулируются действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Курской области, муниципальными правовыми актами города Курска и трудовым договором.
Заведующий Учреждением подотчетен главе Администрации города Курска, Учредителю и Собственнику, несет ответственность в порядке и на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Курской области, муниципальными правовыми актами города Курска, трудовым договором.
В Учреждении сформированы и действуют следующие коллегиальные органы управления Учреждением:
общее собрание работников Учреждения;
педагогический совет.
Управленческая деятельность осуществляется посредством административного совета (заведующий, члены администрации), общественного (родительские комитеты в каждой группе, родительский комитет ДОУ), коллективного управления (общее собрание работников Учреждения, педагогический совет).
Управленческая деятельность делегируется членам административного совета согласно утвержденномуплану контрольно-аналитической деятельности, где определено основное содержание управления детским садом через распределение функциональных (должностных) обязанностей между административным персоналом и педагогическим коллективом.
Деятельность структурных подразделений системы управления дошкольного образовательного учреждения соответствует установленным законодательством компетенциям образовательной организации, а также уставным целям, задачам и функциям дошкольного образовательного учреждения.
Управление ДОУ осуществляется в режиме функционирования, т.е. направлено на закрепление и воспроизведение имеющихся результатов и состоит из следующих компонентов:
1) реализации управленческих условий, таких как: организационных, кадровых, научно-методических, материально-технических, финансовых, мотивационных, нормативно-правовых и информационных;
2) определения объектов управления, которыми являются: нормативно-правовая, финансово-экономическая, материально-техническая, программно-методическая, образовательная, мотивационная и управленческая деятельность;
3) осуществления механизма управления через основные управленческие функции.
Алгоритм управления в ДОУ выстраивается как последовательность основных управленческих действий: анализ, планирование, организация, руководство и контроль.
В результате комплексного исследования системы управления дошкольным образовательным учреждением было выявлено, что в детском саду существует достаточно эффективная, профессиональная, компетентная система административного и оперативного управления коллективом.
В 2019 году деятельность Учреждения была направлена на совершенствование системы управления образованием в ДОУ через освоение современных технологий управления, повышение эффективности управления качеством образовательного процесса, сохранение и развитие материально-технической базы ДОУ.
В ходе управленческой деятельности решались следующие задачи:
- удовлетворение потребностей родителей (законных представителей) в услугах ДОУ;
- повышение качества образования;
- укрепление здоровья детей и улучшения условий их содержания в ДОУ;
- совершенствование содержания и организации развивающей среды ДОУ;
- реализация Программы развития ДОУ до 2021 года.
По итогам управленческой деятельности можно говорить о позитивных изменениях, которые произошли в ДОУ за истекший 2019год и о проблемах, которые предстоит решить в перспективе.
В прошедшем году проводилась большая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ в сфере образования.Внесены изменения в должностные инструкции, инструкции по охране труда, номенклатуру дел, разработаны локальные документы, регламентирующие различные направления деятельности ДОУ.
В управлении ДОУ использовались следующие виды контроля: тематический, оперативный, итоговый, самоконтроль.
На каждый вид контроля издавался приказ, формировалась рабочая группа. Итоги контроля заслушивались на педагогических советах, совещаниях при заведующем. По результатам контроля делались выводы, давались рекомендации по улучшению качества работы по тому или иному направлению.
В течение года в ДОУ осуществлялся систематический контроль за:
- ходом и результатами образовательного процесса;
- выполнением требований охраны труда всеми сотрудниками ДОУ;
- соблюдением правил внутреннего трудового распорядка;
- выполнением принятых решений;
- состояние коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ
- Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по сохранению и укреплению здоровья детей, соблюдению прав ребенка в семье.
Перспективы работы по совершенствованию управленческой деятельности Учреждения связаны со следующими направлениями:
нормативно-правовое и материально-техническое обеспечение Учреждения в рамках реализации плана мероприятий по программе развития ДОУ до 2021 года;
регулирование финансово-экономической деятельности в современных условиях;
совершенствование управленческих решений, касающихся вопросов кадрового обеспечения;
организация условий охраны труда и обеспечения безопасной жизнедеятельности воспитанников и сотрудников ДОУ;
развитие системы управления Учреждением на основе включения родителей в управленческий процесс.
1.4. Право владения, материально-техническая база Учреждения.
Учредителем ДОУ и собственником его имущества является муниципальное образование «Город Курск».
Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования «Город Курск» осуществляет комитет образования города Курска в ведении которого Учреждение находится.
Функции и полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, осуществляет от имени муниципального образования «Город Курск» комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска.
Здание дошкольного учреждения типовое, двухэтажное, рассчитано на 8 групп. Оборудованы музыкальный и спортивный залы, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, изостудия, этническая комната, музей народной куклы
В ДОУ имеется централизованное отопление, горячее водоснабжение, канализация.
Пищеблок, прачечная обеспечены необходимым технологическим оборудованием.
Твердый и мягкий хозяйственный инвентарь приобретен в соответствии с санитарными нормами и требованиями.
Состояние материально-технической базы ДОУ соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и требованиям СанПиН.
В ДОУ имеется спортивная площадка, 8 прогулочных площадок с теневыми навесами, игровыми постройками и физкультурным оборудованием. На территории ДОУ разбиты цветники и клумбы, огород для познавательно-исследовательской и элементарной трудовой деятельности дошкольников.
Предметно-развивающая среда в группах соответствует педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим требованиям, постоянно пополняется и является динамичной. Созданы оптимальные условия для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного и социально-коммуникативного развития детей. В группах оформлены функциональные центры для познавательно-исследовательской, двигательной, игровой, художественно-продуктивной, театрализованной, конструкторской деятельности детей. При их организации учтены гендерный подход, возрастные особенности детей, традиции ДОУ.
Педагогический процесс ДОУ систематически пополняется игровыми и учебно-дидактическими пособиями. Приобретаются в достаточном количестве изобразительные материалы, игрушки, реквизиты и костюмы для постановки танцев, театрализованной и музыкальной деятельности.
В ДОУ имеется 7 компьютеров, 4 принтера, 2 ноутбука, телевизор, цифровой фотоаппарат, музыкальные центры, магнитофоны, мультимедийное оборудование.
По результатам санитарно-эпидемиологических заключений (№ 46.КЦ.05.000.М.000079.01.06. от 06.12.2016г.; № 46.01.12.000.М.000640.12.16. от 06.12.2016г.) здание, помещения и оборудование соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13.
Перспектива деятельности дошкольного образовательного учреждения по укреплению материально-технической базой будет связана со следующими направлениями:
обновление развивающей образовательной среды как системы условий для социализации и индивидуализации детей, развития инициативы и творческих способностей, охраны и укрепления здоровья детей;
обеспечение пожарной и антитеррористической защищенности учреждения;
обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности учреждения.
1.5. Анализ контингента обучающихся
В 2019 году в ДОУ функционировало 8 групп следующей направленности:
1 группа общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет
2 группы общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет
2 группы общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет
2 группыкомбинированной направленности для детей 5-6 лет.
1 группа комбинированной направленности для детей 6-7 лет
Общая численность воспитанников составила 214 человек.
Наполняемость групп соответствует нормативным, требованиям СанПиН 2.4,1.3049-13.Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.
Комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
Количество детей в группах комбинированной направленности определяется в соответствии требованиями СанПиН 2.4,1.3049-13. (пункт 1.12):
- не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
- не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.
Прием в ДОУ осуществляется в соответствии с Положением о порядке приема детей в дошкольное образовательное учреждение. Отношения между родителями (законными представителями) строятся на договорной основе.
Одним из приоритетных направлений деятельностиМБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76» является коррекционная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
В группах комбинированной направленности обучались 26 детей с ОВЗ и 4 ребенка-инвалида. Все дети получают необходимую коррекционную помощь в физическом и психическом развитии.
По результатам работы территориальной ПМПК и с учётом её рекомендаций для детей, имеющих тяжелые нарушения речи (ОНР I, II и III уровней) и задержку психического развития разработаны адаптированные образовательные программы.
С целью оказания квалифицированной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, их родителям (законным представителям) заключен договор о взаимодействии Центральной ПМПК Курской области и психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного учреждения.
17 детей (6%) воспитываются в многодетных семьях. Данная категория семей в соответствии с существующим законодательством имеет льготу по оплате за детский сад в размере 50%.
- Содержание образовательной деятельности
2.1. Образовательная программа
Обучение воспитанников осуществляется поосновной образовательной программе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76», разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой,Т.С.Комаровой.
В основу содержания образовательной деятельности дошкольного учреждения положены основные принципы, сформулированные на основе особенностей программы «От рождения до школы»:
- принцип развивающего образования, целью которого является разностороннее развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;
- принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей;
- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника - игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества;
- принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами, между детским садом и начальной школой.
Образовательная программа ДОУ определяет содержание и организацию образовательной деятельности с учётом следующих подходов:
«Здоровьесберегающий подход» – основной подход, оберегающий и укрепляющий психику ребенка при отборе содержания образовательной деятельности. При реализации данного подхода в задачи коллектива входит не только формирование у детей навыков здорового образа жизни.Важным компонентом данного подхода является и уклад жизни дошкольного учреждения, где созданы комфортные условия для содержательной и эмоционально значимой для каждого ребенка деятельности, где каждый ребенок чувствует себя защищенным.
«Индивидуализация образовательных отношений». Ребенок должен прожить каждый день своей жизни максимально активно, удовлетворяя свои индивидуальные потребности в разнообразных видах детской деятельности в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.
«Развитие ребёнка».Это понятие предполагает физическое, психическое и личностное развитие детей дошкольного возраста.
Субъект-субъектные отношения - это тип отношений, складывающийся в учебно-воспитательном процессе ДОУ, состоящих в создании условий для равноправного участия всех участников образовательного процесс (педагоги, дети, родители) в организации и осуществлении совместной деятельности. Это те отношения, которые формируют так называемые «педагогику сотрудничества».
Интеграция – процесс, ведущий к взаимосвязи, взаимопроникновению и взаимодействию отдельных образовательных областей и обеспечивающий целостность образовательного процесса.
«Информационные технологии» – использование ИКТ в образовательной деятельности с детьми, а также для повышения эффективности и производительности труда педагогических работников.
«Культура организации» –рассматривается и реализуется как культура всей жизнедеятельности ДОУ, основанная на культуре взаимоотношений между детьми, родителями, сотрудниками дошкольного учреждения.
В соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности:
– игровой (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
– коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
– познавательно-исследовательской (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
– восприятие художественной литературы и фольклора,
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал,
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Образовательная деятельность по Программе обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в течение всего времени пребывания детей в ДОУ как в специально организованных видах НОД по образовательным областям, так и в режимных моментах.
Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным, речевым, физическим и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно также связано с другими образовательными областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.
Концепция развития ДОУ предусматривает определение приоритетных направлений развития образовательного учреждения; формулирование системыперспективных и оперативных целей и задач развития по каждому направлению деятельности
Одним из наиболее перспективных направлений в деятельности дошкольного учреждения в 2018-2019 учебном году оставался поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе лично-ориентированную модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает педагогов на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к саморазвитию.
При разработке концепции были определены ведущие ценности:
Ценность здоровья - создания в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического), приобщение их к ЗОЖ.
Ценность развития - направляет внимание на построение развивающего образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора готовность детей к саморазвитию и самообразованию.
Ценность детства – бережное отношение к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру ребенка.
В ДОУ реализуются парциальные программы по всем направлениям развития дошкольников:
- Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками в развитии речи».
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»
- С.Н. Николаева «Юный эколог»
- Н.А. Рыжова «Наш дом-природа»
- О.Л. Князева «Я, ты, мы»
- О.П. Радынова «Музыкальные шедевры»
- А.Н. Буренина «Ритмическая мозаика»
- И.А. Лыкова «Цветные ладошки»
- Н.В. Нищева "Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи";
- Н.Ю. Куражева «Цветик – семицветик»;
- Л.П. Гладких "Мир - прекрасное творенье";
- А.И. Буренина "От игры до спектакля";
- И.М. Каплунова "Ладушки";
- И.Н. Курочкина «Этикет для дошкольников».
- И.А. Лыкова «Мир без опасности»
2.2. Учебный план. Принципы составления учебного плана.
Учебный план МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76» является нормативным документом, устанавливающим объем учебного времени, отводимого на реализацию задач воспитания, обучения и развития дошкольников в организованных формах непосредственно-образовательной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования объем времени, необходимый на реализацию основной (инвариантной части) общеобразовательной программы дошкольного образования, составляет 60%, на реализацию части программы, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной части), - 40 %.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).
В учебный план включено 5 направлений (образовательных областей), обеспечивающих физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Вариативная часть Программы определяет содержание и организацию учебно-воспитательного процесса с учётом регионального компонента и приоритетного вида деятельности.
Реализация учебного плана предполагает:
- обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- соблюдение минимального объема непрерывной непосредственно образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана;
- обеспечение не менее 50% общего времени непосредственно образовательной деятельности на физическое и художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Реализация данного учебного плана предполагает:
- повышение качества образования воспитанников МБДОУ;
- создание каждому воспитаннику условий для дальнейшего развития;
- удовлетворение запросов родителей.
Освоение основной общеобразовательной программы осуществляется в режимных моментах, совместной деятельности, самостоятельн6ой деятельности дошкольников.
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Организация жизнедеятельности МДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми формы детской деятельности (НОД, развлечения, кружковую работу), так и самостоятельную деятельность детей.
- Кадровый состав образовательного учреждения
Детский сад полностью укомплектован кадрами. Педагогический состав, включая руководство ДОУ, составляет 23 человека. Учебно-воспитательную работу осуществляют 15 воспитателей и 6 специалистов: педагог-психолог, 2 учителя-логопеда, инструктор по физической культуре, ПДО по ритмике, ПДО по изобразительной деятельности и художественному труду, музыкальныйруководитель.
Характеристика кадрового состава |
2018г. |
1. По образованию |
Высшее педагогическое образование |
12 |
Среднее профессиональное образование |
9 |
2. По стажу
|
До 5 лет |
1 |
До 10 лет |
4 |
До 20 лет |
4 |
Свыше 20 лет |
6 |
Свыше 30 лет |
6 |
3. По результатам
аттестации
|
Высшая квалификационная категория |
3 |
Первая квалификационная категория |
9 |
Соответствие занимаемой должности |
8 |
4. Имеют награды и звания |
«Почетный работник общего образования РФ» |
3 |
Почетные грамоты разных уровней |
8 |
Средний возраст педагогов – 45 лет.
Отличительной особенностью дошкольного учреждения является стабильность педагогических кадров.
Педагоги своевременно проходят курсы повышения квалификации
На базе ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» и ФГБУПО «Курский государственный университет»все педагоги прошли курсы повышения квалификации по программе «Инновации и педагогическая деятельность воспитателей ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО».
Однако остается проблемой умение педагогов эффективно применять полученные теоритические знания в практической работе с детьми, следовательно, необходимо совершенствовать методическую работу, искать эффективные приемы помощи педагогам в их профессиональной деятельности.
- Анализ качества обучения воспитанников
В 2018-2019учебном году деятельность сотрудников ДОУпо обеспечению качества образовательной деятельности была направлена на выполнение задач по следующим направлениям:
- созданиездоровьесберегающего пространства, включающего в себя организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий для жизнедеятельности детей; физическое воспитание, организацию лечебно-профилактической работы с детьми, обеспечение эмоционального благополучия и комфортного самочувствия ребенка в режиме детского сада,легкой, безболезненной адаптации новых воспитанников;
- развитие способностей детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- достижение детьми планируемых результатов в освоении основной образовательной программы;
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- взаимодействие с родителями воспитанников.
В ходе реализации ООП ДОпедагогический коллектив использовал следующие принципы и методы работы:
- отказ от излишней заорганизованности образовательного процесса, поддержка детской инициативы;
- насыщение предметно-пространственной среды материалами и оборудованием для активной исследовательской и экспериментальной деятельности детей;
- насыщение предметно-развивающей среды игровыми макетами для обогащения содержания творческих игр дошкольников;
- использование метода индивидуального общения с ребенком;
- развитие инициативы родителей в реализации совместных дел для улучшения качества образовательной и воспитательной работы с детьми.
4.1. Динамика качества обучения за 3 года
В целом по ДОУ за 3 года прослеживается положительная динамика в освоении воспитанниками основной образовательной программы.
учеб-
ный год |
образовательные области |
%
условия реализации программы |
|
2016г.
. |
Социально-коммуникативное развитие |
75% |
|
Познавательное развитие |
77% |
|
Художественно-эстетическое развитие |
73% |
|
Речевое развитие |
75% |
|
Физическое развитие |
75% |
|
учеб-
ный год |
образовательные области |
%
условия реализации программы |
|
2017г.
. |
Социально-коммуникативное развитие |
78% |
|
Познавательное развитие |
80% |
|
Художественно-эстетическое развитие |
79% |
|
Речевое развитие |
80% |
|
Физическое развитие |
79% |
|
|
образовательные области |
%
условия реализации программы |
|
2018г.
. |
Социально-коммуникативное развитие |
82% |
|
Познавательное развитие |
83% |
|
Художественно-эстетическое развитие |
87% |
|
Речевое развитие |
87% |
|
Физическое развитие |
83% |
|
4.2. Анализ результатов обучения
В соответствии с ФГОС ДОспецифика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Уровень освоения детьми основной образовательной программы по пяти образовательным областям отслеживается в процессе проведения педагогической диагностики. Педагогический мониторинг включает два направления:
- педагогическую диагностику качества образования в группе (оценка адекватности форм и методов образовательной работы с детьми);
- оценку успешности продвижения ребенка в образовательном пространстве
- Педагогическая диагностика качества образования (оценка адекватности форм и методов образовательной работы с детьми) через реализацию образовательных областей показывает стабильные результаты деятельности дошкольного учреждения по созданию условий для решения образовательных задач.
Доля воспитанников, которым созданы соответствующие условия для решения образовательных задач в 5 образовательных областях, составляет по годам от 75-87%. Пересмотр образовательных задач, оптимизация и коррекция условий требуется детям с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ и дети-инвалиды). Их доля составляет 13 %.
- Итоги диагностики успешности продвижения ребенка в образовательном пространстве связаны с оценкой эффективности педагогической работы и используются для дальнейшего планирования индивидуального образовательного маршрута или профессиональной коррекции особенностей развития ребенка.
- Диагностика условий для реализации основной образовательной программы включает в себя следующие направления деятельности ДОУ:
- кадровое обеспечение;
- материально – технические медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ;
- направления деятельности с родителями воспитанников.
Результаты освоения детьми основной образовательной программы в виде целевых ориентиров отвечают основным требованиям ФГОС ДО.
Диагностики «Психологическая готовность к школе» включала следующие параметры:
- Уровень подготовленности к обучению;
- Способность к адаптации в новых для ребенка условиях;
- Умение строить взаимоотношения со сверстниками;
- Способность к саморегуляции;
- Уровень развития памяти;
- Способность к умозаключениям;
- Активный и пассивный словарь;
- Мотивация к обучению в школе.
Всего было продиагностировано 27 выпускников ДОУ.
Результаты распределились следующим образом: 44% (12детей) показали высокий уровень психологической готовности к обучению в школе; 56 % (15 детей)соответствуют среднему уровню с тенденцией к высокому. Детей с низким уровнем готовности к школе не выявлено.
Мониторинг коррекционно-речевой работы с детьми на пороге выхода детей в школу показал, что у 96 %выпускников группы комбинированной направленности высокий уровень звукопроизношения. 85% детей на достаточном уровне усвоили разделы коррекционной программы «Формирование словаря», «Грамматический строй речи», «Подготовка к обучению грамоте». 60% детей имеют высокий уровень развития навыков связной речи. Детей с низким уровнем речевого развития не выявлено.
Большое значение в обеспечении качества обучения детей имело взаимодействие с родителями (законными представителями)как полноправными участниками образовательного процесса.
Направления деятельности по взаимодействию с родителямибылисвязаны с изучением особенностей семей, их социального статуса. С этого начинается работа по планированию психолого-педагогической помощи родителям. Особое внимание в данной работе отводится семьям с неблагоприятным психологическим климатом. С учётом интересов и запросов семьи организуются консультации, семинары, встречи со специалистами ДОУ, учителями школы.
Характерной особенностью современного подхода к развитию дошкольного образования является стремление коллектива к открытости, которая предполагает активное участие родительской общественности в жизни детского сада.
Для организации работы по данному направлению была поставлена цель:
сделать родителей активными и заинтересованными участниками образовательного процесса через решение следующих задач:
- установление партнерских взаимоотношений с семьей каждого воспитанника;
- создание атмосферы взаимопонимания, доброжелательности, общности интересов в деле воспитания и развития детей;
- поддержка уверенности родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях;
- повышение педагогической и правовой грамотности родителей.
Для реализации намеченных задач в дошкольном учреждении использовались различные формы взаимодействия с родителями (совместная культурно-досуговая деятельность детей и родителей, выставки семейного творчества, дни открытых дверей, работа в клубе отцов, выпуск газеты по обмену опытом семейного воспитания «Дошколенок», проведение экологических акций «Чистый двор, «Зеленый росток» и др.).
Такие мероприятия как туристический поход детей подготовительной группы «С папой шагать веселее!», благотворительная акция к летнему оздоровительному периоду «Чтобы прогулка была интересней» были организованы по инициативе самих родителей.
Надо отметить, что большинство родителей с пониманием относятся к проблемам детского сада, понимают его значимость в поддержке и помощи семье, охотно принимают участие в деятельности ДОУ.
В 2018-2019учебном году успешно прошли проекты:
экологические: «Каждой пичужке по кормушке», «Чистый двор», «Зеленый росток»; творческие: «Сделали сами, своими руками» - (изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования для уголков двигательной активности в группах), «Детство без пожаров», «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал», «Никто не забыт, ничто не забыто».
В течение года в ДОУ работал Совет отцов. С его активным участием были организованы такие формы работы с родителями как:
- круглый стол «Авторитет отца в семье - наука для сына»;
- музыкально-спортивный праздник «Отец и сын в одном строю»;
- акция, посвященная Всемирному Дню здоровья «Чтоб ребенок был здоров, нам не нужно докторов!»
Важным фактором, определяющим престиж детского сада, является оценка его работы родителями. По результатам мониторинга «Детский сад глазами родителей» 98% родителей дали положительную оценку организации образовательной деятельности; 77 % положительно отметили состояние материально-технической базы учреждения, 23% родителей высказали свою неудовлетворённость ею.
Анализ работы дошкольного учреждения по взаимодействию с родителями показывает, что необходима дальнейшая пропаганда педагогических знаний среди семей воспитанников, непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность через реализацию совместных образовательных проектов.
- Методическая и экспериментальная деятельность
5.1. Общая характеристика
Методическая работа в ДОУ строится на принципах рефлексивности, интерактивности и проектирования. Эти принципы реализуются в содержании образовательно-развивающего пространства, в котором педагог выступает как субъект своего профессионального становления, владеющий интерактивными методами взаимодействия (диалог, деловые игры, проектирование) с доминирующими в них установками на сотрудничество, сотворчество, рефлексию, развитие индивидуальности.
В соответствии с современными требованиями в ДОУ обновляются формы и организации методической работы. Наиболее целесообразными формами методической работы выступают интерактивные формы, позволяющие эффективно решать задачи повышения профессиональной компетенции педагогов в различных вопросах педагогической деятельности.
Основная цель методической и экспериментальной деятельности: формирование готовности педагогических кадров к работе в новых условиях по реализации ФГОС дошкольного образования.
Задачи:
- информировать педагогов об основных направлениях обновления содержания и организации образования в России; инновационными процессами в дошкольном образовании;
- содействовать осмыслению происходящих изменений и выработке собственного отношения к ним;
- систематизировать представления об условиях и способах повышения качества дошкольного образования, развития личности воспитанников, сохранения и укрепления их здоровья, развития их творческих способностей;
- знакомить с современными технологиями и методиками, в том числе и с информационными;
- формировать умения проектирования и конструирования образовательного процесса в соответствии с современными требованиями;
- содействовать развитию у педагогов навыков рефлексии собственной педагогической позиции, формированию ключевых профессиональных компетенций, профессионально-значимых личностных качеств, их культурной толерантности;
- формироватьмотивацию к профессиональному росту, творческой деятельности, к повышению общекультурного уровня, психолого-педагогической и методической компетентности педагогов.
Одним из современных подходов к организации методической работы с педагогическим коллективом по повышению профессиональной компетенции является интегрированный подход.
Основные направления интегрированного подхода:
- повышение профессионального мастерства педагогов через самообразование,саморазвитие и активное участие в разных формы методической работы;
- обновление содержания образовательного процесса в рамках инновационного режима;
- взаимодействие всех участников образовательного процессаи интегрирование видов деятельности;
- методическое обеспечение интегрированного подхода к организации педагогического процесса;
- поиск и реализация эффективных методов педагогического сотрудничества с семьями воспитанников.
Экспериментальная инновационная деятельность дошкольного учреждения в 2019 году была связана с приоритетным направлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей по теме «Создание образовательных ситуаций для освоения детьми старшего дошкольного возраста универсальных способов конструирования на занятиях по художественному труду». Были успешно реализованы такие формы работы с дошкольниками как: кружковая работа, организация выставок, проведение мастер-классов и стажировочных площадок, проектная деятельность, участие педагогов и воспитанников в конкурсах, в том числе с применением ИКТ.
5.2. Аналитический отчет об участии дошкольного образовательного учреждения в профессиональных конкурсах, семинарах, выставках.
В течение 2019 года педагоги дошкольного учреждения активно участвовали в профессионально - ориентированных конкурсах, семинарах, выставках, смотрах,транслировали опыт практических результатов своей профессиональной деятельности в разных формах методической работы на муниципальном и региональном уровнях. За последний год значительно выросло число педагогических работников дошкольного учреждения, участвующих в разработке электронных образовательных ресурсов в сети Интернет.
25 % педагогов стали победителями конкурсов профессионального мастерства на Всероссийском и Международном уровнях.Этотворческий конкурс для педагогов-наставников «Золотые руки», профессиональные конкурсы«Методические разработки педагогов», «Волшебство своими руками», «Мое призвание - дошкольное образование», «Мой педагогический опыт», «Мастер-класс в ДОУ», «Педагогическая копилка», «Новое поколение» и др. Среди победителей этих и других конкурсов были педагоги дошкольного учреждения: Кузнецова О.В., Ерофеева И.В., Батова С.Ю., Яковлева И.Н., Дворникова Е.Ф., Попцова Л.В., Форова Л.Н., Икрянникова О.Н., Самойлова Ю.Н.
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний с помощью интерактивных форм обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между коллегами, способствует совершенствованию методов обучения и воспитания детей.
Эффективными формами методической работы были семинары-практикумы и методические мастерские. Их тематика была посвящена таким направлениям деятельности дошкольного учреждения как: социально-личностное, физическое, художественно-эстетическое развитие детей.
На муниципальном уровне, в рамках работы методической мастерской «Художественно-эстетическое развитие», семинара-практикума «Речевое развитие дошкольников в свете требований ФГОС ДО» с презентацией опыта работы выступили педагоги ДОУ:
Соколова Т.В. по теме «Народная тряпичная кукла как средство социально-личностного развития ребёнка-дошкольника»;
Попцова Л.В. по теме «Системно-деятельностный
подход в образовательной работе с дошкольниками в соответствии с
ФГОС ДО».
На региональном уровне на базе Обоянского педагогического колледжа с опытом работы по теме «Использование приема мнемотехники в коррекционно-речевой работе с дошкольниками, имеющими ТНР» выступила учитель логопед Ерофеева И.В.
В феврале 2019 года на базе дошкольного учреждения был организован семинар – практикум для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Сеймского и Железнодорожного округов г. Курска на тему «Здоровьесбергающие технологии в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации»
Эффективной формой методической работы с педагогическим коллективом является проектная деятельность. В 2019 году были реализованы педагогические проекты: «Чтобы прогулка была интересней», «Чтоб ребенок был здоров, нам не нужно докторов», «Курск- город воинской Славы».
В рамках подготовки к педагогическим советам, семинарам- практикумам проводились «Недели педагогического мастерства»: «Игры-эксперименты в работе с дошкольниками», «Здоровьесберегащие технологии в режиме дня», «Игра-дело серьёзное», «Организация центров речевой активности».
Мастер – классы. Их основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Педагоги дошкольного учреждения проводили мастер-классы по следующим темам: «Игрушки из соленого теста » (Кузнецова О.В., ПДО по художественному труду), «Детские поделки с использованием природного материала» (Ерофеева И.В.воспитатель).
В 2019 году активно продолжалась работа по организации на базе дошкольного учреждения стажировочных площадок для слушателей курсов повышения квалификации ОГБУ ДПО КИРО.
Темы стажировок были связаны с апробацией парциальных программ И.А. Лыковой «Художественный труд в детском саду», «Умные пальчики: конструирование в детском саду».
Активно используется в методической работе ДОУ моделирование проблемных ситуаций по различным вопросам взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений. «Родители-главные воспитатели своих детей», «Защита прав и достоинств ребенка», «Здоровая семья-здоровый ребенок», «Авторитет отца – лучшая школа для сына» и др.
Такая форма методической работы как организация творческих групп по разным направлениям педагогической деятельности помогают педагогам раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, приобрести практические навыки в различных сферах профессиональной деятельности.
- Воспитательная система дошкольного образовательного учреждения
Цель воспитательной системы дошкольного учреждения - создание комфортных условий для всестороннего развития ребенка.
Реализацияданной цели достигается через решение следующих
задач:
- создания современной материально-технической базы учреждения;
- обеспеченияпсихолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса;
- приобщения к основам духовно-нравственной культуре;
- обеспечения безопасной жизнедеятельности, строгое соблюдение охраны труда в учреждении, соответствие всех видов деятельности требованиям СанПиНа;
- организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- экологического воспитания детей;
- формирования привычки к здоровому образу жизни;
- художественно-эстетическоеразвития дошкольников;
- создания благоприятного психологического климата в коллективе;
- создания индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
Воспитательная работа в ДОУ охватывает три возрастных периода, которая ставит перед коллективом определенные задачи.
В раннем возрасте:
- поддерживать в ребенке потребность в доброжелательном общении совзрослым в совместных играх с предметами;
- прививать детям интерес и доверие к близким взрослым и сверстникам;
- развивать у ребенка способность видеть различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей, выражать сочувствие (пожалеть, помочь);
- формировать представление о том, что хорошо, а что плохо: что можно делать, а чего делать нельзя;
- формировать умение здороваться, прощаться, отвечать на приветствие, благодарить, выражать просьбу.
В младшем дошкольном возрасте:
- формировать умение ориентироваться в человеческих отношениях, чувствовать и осознавать доброжелательное и недоброжелательное отношение окружающих; замечать изменения настроения, эмоционального состояния близкого взрослого, сверстника, проявлять внимание, сочувствие;
- развивать способность сдерживать ситуативные желания «я хочу»;
- вызывать желание проявлять сострадание, сочувствие);
- выражать эмоциональную экспрессию (радость, печаль);
- учить объединяться детей в играх, использовать в общении и совместной деятельности речевые и неречевые средства эмоциональной экспрессии для выражения радости, восторга, грусти и других состояний;
- воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
В старшем дошкольном возрасте:
- развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формирования у детей чувства патриотизма, любви к родному краю, родной стране;
- способствовать усвоению детьми нравственных ценностей. Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда;
- воспитывать культуру общения;
- развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребенка уважение к себе.
- Результативность воспитательной системы
Воспитательные задачи решались в тесном взаимодействии с социальными партнерами: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Курска, музей «Защитники Отечества», «Школа искусств № 6», «Центр семейного чтения и досуга», «Государственный Театр Кукол», «Краеведческий музей», центр досуга «Ассоль». С их непосредственным участием с детьми проводились тематические занятия, посвященные культуре и традициям Курского края, его героическому прошлому, фольклорные праздники «Осенины», «Масленица», «Праздник русской березки», «День Победы» и др.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» регулярно приглашает детей старшего дошкольного возраста на театральные представления, в библиотеку, на праздники «День знаний», «Последний звонок».
Постоянными гостями в детском саду были сотрудники музея «Защитники Отечества», артисты кукольного театра, центр семейного чтения и досуга посещали родители вместе с детьми.
Важным направлением деятельности в воспитательной системе ДОУ является тесное взаимодействие с родителями (законными представителями) как полноправными участниками образовательных отношений.
Педагоги ДОУ используют разнообразные формы взаимодействияс семьями воспитанников:
- изучение социального статуса семей, их пожеланий;
- анкетирование родителей по проблемам воспитания и развития ребёнка-дошкольника;
- организация детских досуговых мероприятий «Отец и сын в одном строю», «Мама-солнышко моё», «Семейные старты», «Праздник русской берёзки» и др.;
- организация выставок семейного творчества «Сделали сами, своими руками»,
«Курск-лучший город Земли», «Волшебный мир овощей и фруктов» и др.
- работа «Совета отцов»;
- участие родителей в совместных творческих проектах «Курск-город Воинской Славы», «Зеленый росток», «Чистый двор»;
- издание устного журнала «Из опыта семейного воспитания».
Теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников был посвящен проблемный педсовет. В рамках подготовки к педсовету в каждой возрастной группе были оформлены уголки «Россия - Родина моя», с помощью родителей сделаны игровые маркеры «Юный пожарный», «Космос».
Большую роль в патриотическом воспитании детей играет традиционный военно-спортивный праздник «Отец и сын в одном строю!».
7.1. Охват обучающихся дополнительным образованием
С учетом образовательных потребностей воспитанников, родителей по приоритетному виду деятельности в ДОУ разработаны и реализуются дополнительные общеразвивающие программы дошкольного образования художественной направленности:
- дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по ритмике для детей 5-7 лет «Ритмическая мозаика» (срок реализации 2 года) - автор-составитель, Звягинцева Т.В., педагог дополнительного образования ;
- дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по изобразительной деятельности для детей 5-7 лет «Радуга» (срок реализации 2 года) - автор-составитель, Яковлева И.Н., педагог дополнительного образования;
- дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по художественному труду «Умелые ручки» для детей 5-7 лет (срок реализации 2 года) - автор-составитель, Кузнецова О.В., педагог дополнительного образования.
В 2019 году дополнительным образованием были охвачены все воспитанники старшего дошкольного возраста в количестве 75 человек.
.
7.2. Участие обучающихся в творческих конкурсах.
Эффективность работы педагогического коллективапо художественно-эстетическому направлению можно оценить по результатам участия наших воспитанников в творческих конкурсах на разных уровнях:
- выставка-конкурс детского творчества воспитанников МДОУ г. Курска «Золотой ларец», посвященная 75-летию освобождения г. Курска от немецко-фашистских захватчиков – Дипломы 1-й и 2-й степени;
- Всероссийский творческий конкурс «Защитники Отечества»- Диплом 1-й степени;
- Всероссийский творческий конкурс «Весенняя капель»- Диплом за творческие достижения;
- Международный конкурс поделок из пластилина- Диплом 1-й степени;
- Всероссийский конкурс детских поделок - Диплом за творческие достижения;
- Международный конкурс поделок «Творчество без границ»- Диплом 2-й степени;
- Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества- Диплом 1-й степени;
- Всероссийский творческий конкурс «Весна красна»- Диплом 1-й степени
-- конкурс декоративно-прикладного творчества- Диплом 2-й степени;
В 2019 году участниками и победителями творческих конкурсов стали 53 воспитанника дошкольного учреждения.
Дальнейшая работа коллектива дошкольного учреждения по приоритетному виду деятельности требует современного подхода к организации художественно – творческой деятельности детей. Необходимо дальнейшее обновление предметно-развивающей среды, ее оснащение разнообразными изобразительными материалами, дидактическими пособиями, инновационными учебно-методическими комплектами.
Требует решения кадровый вопрос: внесение в штатное расписание ставки педагога дополнительного образования по театру.
- Организация профориентационной работы в ДОУ.
Деятельность по профориентации воспитанников дошкольного учреждения связана, прежде всего, с ознакомлением детей с трудом взрослых. С этой целью с детьми проводятся занятия, организуются сюжетно-ролевые игры «Больница», «Школа», «Моряки», «Космонавты» и др.
В образовательный процесс с дошкольниками включаются экскурсии в школу, на почту, в библиотеку.
С детьми проводятся наблюдения за трудом взрослых в детском саду: дворника, медсестры, повара, прачки.
- Организация работы дошкольного образовательного учреждения в области сбережения здоровья:
Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется в соответствии с лицензией № ФС-46-01-000716 от 28.04.2012г. по сестринскому делу в педиатрии, договором с областным бюджетным учреждением здравоохранения «Курская городская детская поликлиника № 7» от 09.01.2017г.
Материально – технические, медико-социальные и психолого-педагогические условия пребывания детей в ДОУ должны, прежде всего, обеспечить их полноценное развитие, охрану и укрепление здоровья, эмоциональное благополучие. В связи с этим, деятельность коллектива в решении данных вопросов является приоритетной и предполагает выполнение комплекса мероприятий:
- регулярность прохождения сотрудниками ДОУ медицинских осмотров;
- выполнение требований СанПиН к оборудованию медицинского кабинета, пищеблока, состоянию групповых и учебных помещений;
- выполнение нормативов наполняемости, учебной нагрузки.
Важнейшим направлением в работе дошкольного учреждения по обеспечению охраны и укрепления здоровья детей является проведение анализа состояния здоровья воспитанников и условий для организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Анализ заболеваемости детей.
Пропуски 1-м ребенком в дето/днях:
2017г. |
2018г. |
2019г. |
До 3-х лет |
С 3 до 7 лет |
Всего |
До 3-х лет |
С 3 до 7 лет |
Всего |
До 3-х лет |
С 3 до 7 лет |
Всего |
26 |
18 |
15,2 |
24 |
15 |
14 |
22 |
13 |
13 |
Пропуск одним ребенком по болезни - без тенденции к увеличению.
Анализ заболеваемости по группам заболеваний.
(ранний и дошкольный возраст)
Основные заболевания
Кол-во детей |
Количество заболеваний и пропущенных дето/дней |
2017 |
2018 |
2019 |
209 |
213 |
214 |
Детские инфекции |
43
(2-ранний возраст; 41-дошкольный) |
22
(5-ранний возраст; 16-дошкольный) |
- |
Желудочно-кишечные заболевания |
- |
1
(дошкольный возраст) |
2
(дошкольный возраст) |
ОРЗ, ОРВИ и др. простудные
заболевания |
190
(69- ранний возраст; 121-дошкольный) |
140
(54- ранний возраст; 96-дошкольный) |
160
(65-ранний возраст;
95- дошкольный) |
Бронхит |
39
(6-ранний возраст; 33- дошкольный) |
14
(8- ранний возраст; 6- дошкольный) |
13
(6- ранний возраст;
7- дошкольный) |
Грипп |
- |
- |
- |
Наиболее распространенная группа заболеваний – ОРЗ, ОРВИ и другие простудные заболевания. Чаще всего болеют дети раннего возраста в зимний период (декабрь – февраль). Количество ОРЗ, ОРВИ и других простудных заболеваний имеет высокую тенденцию в связи с их ростом в осенне-зимний период. Среди детских инфекционных заболеваний абсолютное большинство случаев приходится на ветряную оспу. Желудочно-кишечные заболевания наблюдались в единичных случаях.
9.1. Основы работы по сохранению физического и психического здоровья воспитанников.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы:
- принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
- принцип научности - подкрепление проводимых мероприятий, направленныхна укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками
- принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных
задач в системе всего учебно - воспитательного процесса и всех видов
деятельности
- принцип результативности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья
- принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительных результатов независимо от возраста и уровня физического развития.
Основные направления физкультурно-оздоровительной работы
- Создание условий
- организация здоровье сберегающей среды в ДОУ
- обеспечение благоприятного течения адаптации
- выполнение санитарно-гигиенического режима
- Организационно-методическое и педагогическое направление
- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей и педагогов
- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
- составление планов оздоровления
- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики.
- Физкультурно-оздоровительное направление
- решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
- коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом здоровье
- Профилактическое направление
- проведение обследований по скрининг - программе и выявление патологий
- проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и нераспространению инфекционных заболеваний
- предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики
- дегельминтизация
- оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
В систему оздоровительной работыбыли включены следующие мероприятия с учетом возраста детей:
№ п\п |
Мероприятия
|
Группы |
Периодичность |
Ответственные |
1. |
Обеспечение здорового ритма жизни
- щадящий режим / в адаптационный период/
- гибкий режим дня
- определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
- организация благоприятного микроклимата
|
1 младшая группа
Все группы
Все группы |
Ежедневно в
адаптационный период
ежедневно
ежедневно |
Воспитатели,
ст. м\с, педагог-психолог
все педагоги,
ст. м\с, |
2. |
Двигательная активность |
Все группы |
Ежедневно |
Воспитатели,
инструктор
по физкультуре |
2.1. |
Утренняя гимнастика |
Все группы |
Ежедневно |
Воспитатели,
инструктор
по физкультуре |
2.2. |
Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию
- в зале;
- на улице. |
Все группы
Все группы
Средний и старший дошкольный возраст |
2 раза в неделю
1 раз в неделю |
Инструктор
по физкультуре,
воспитатели |
2.3. |
Спортивные упражнения (санки, лыжи, велосипеды и др.)
|
Все группы |
2 раз в неделю |
Воспитатели |
2.4. |
Элементы спортивных игр
|
Старшая,
подготовитель-
ная |
2 раз в неделю |
Воспитатели,
инструктор
по физкультуре |
2.5 |
Кружковая работа (в рамках основной образовательной программы)
|
старшая,
подготовитель-ная |
1 раз в неделю |
ПДО |
2.6. |
Активный отдых
- спортивный час;
- физкультурный досуг;
- поход в лес. |
Все группы
Все группы
Подготовительная группа |
1 раз в неделю
1 раз в месяц
1 раз в год |
Инструктор
по физкультуре
Воспитатели |
2.7. |
Физкультурные праздники (зимой, летом)
«День здоровья»
«Весёлые старты» |
Все группы
Подготовитель-ная группа |
1 раз в год
1 раз в год
1 раз в год |
Инструктор
по физкультуре,
воспитатели,
муз.руководитель |
2.8. |
Каникулы (организованная образовательная деятельность не проводится)
|
Все группы |
В соответствии с годовым календарным учебным графиком |
Все педагоги
|
3. |
Лечебно - профилактические мероприятия |
|
|
|
3.1. |
Витаминотерапия |
Все группы |
|
Ст. медсестра
|
3.2. |
Профилактика гриппа (проветривание после каждого часа, проветривание после занятия) |
Все группы |
В неблагоприятный период (осень, весна) |
Ст. медсестра
|
3.3. |
Физиотерапевтические процедуры (кварцевание, ингаляция) |
По показаниям врача |
В течении года |
Ст. медсестра
|
3.4. |
Фитоадентогены (женьшень и эвкалипт) |
Все группы |
Осень, весна |
Ст. медсестра
|
3.5. |
Фитонезидотерапия (лук, чеснок) |
Все группы |
В неблагоприятный период (эпидемии гриппа, инфекции в группе) |
Воспитатели
Ст. медсестра
|
4. |
Закаливание |
|
|
|
4.1. |
Контрастные воздушные ванны |
Все группы |
После дневного сна |
Воспитатели |
4.2. |
Ходьба босиком |
Все группы |
Лето |
Воспитатели |
4.3. |
Облегчённая одежда детей |
Все группы |
В течение дня |
Воспитатели,
младшие воспитатели |
4.4. |
Мытьё рук, лица |
Все группы |
В течение дня |
Воспитатели
|
4.5 |
Естественные факторы природной среды |
Все группы |
В течение года |
Воспитатели
|
Одним из условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей, посещающих дошкольное учреждение, является сбалансированное, здоровое питание.Основой питания детей в ДОУ служат среднесуточные наборы продуктов, рекомендованные санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.1.30049-13).
Питание организуется в соответствии с примерным меню, с учётом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения.
По результатам оценки соответствия 10-дневного меню для детей в возрасте 3-7 лет ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» был сделан вывод: цикличное 10-ти дневное меню, разработанное МБДОУ «Детский сад обшеразвивающего вида № 76» соответствует СанПиН 2.4.1.30049-13.
Ежегодно перед началом учебного года по Учреждению издается приказ об организации питания детей на основании Положения об организации питания в ДОУ.
Для детей организовано 4-х разовое питание: завтрак, обед, полдник, ужин.
В ДОУ соблюдаются принципы рационального питания:
1.Распределение калорийности дневного рациона между приёмами пищи.
- Сбалансированность пищевых веществ в суточном рационе.
- Соблюдение режима и разнообразия питания.
- Правильное сочетание блюд.
- Строгое соблюдение технологии приготовления блюд.
- Соблюдение эстетики оформления приготовленных блюд.
Важнейшим условием обеспечения качества питания детей в ДОУ является устройство, оборудование и содержание пищеблока. Пищеблок оснащён необходимым технологическим и холодильным оборудованием, инвентарем, посудой, тарой. Всё оборудование в исправном состоянии.
Составление меню и контроль за соблюдением правил приготовления пищи осуществляет старшая медицинская сестра. Она является ответственным лицом по осуществлению входного контроля поступающих продуктов. Пищевые продукты, поступающие в дошкольное учреждение, проверяются на соответствие требованиям государственных стандартов. При получении скоропортящихся продуктов обязательно требуются качественные удостоверения с указанием даты выработки, сорта или категории, срока реализации, ряда лабораторных данных (например, для молока и молочных продуктов - жирность, содержание белка). Результаты контроля обязательно регистрируются в журнале бракеража скоропортящихся продуктов.
Старшая медсестра также контролирует санитарное состояние пищеблока, температурный режим в холодильном оборудовании, соблюдение личной гигиены работниками пищеблока, доведение пищи до детей, организацию питания детей в группах.
Систематическийконтроль за качеством питания в ДОУ осуществляла бракеражная комиссия, назначенная приказом заведующего на начало 2018-2019 учебного года.
Для обеспечения преемственности питания в детском саду и дома для родителей вывешивается ежедневное меню с рекомендациями по организации питания детей в семье.
9.2. Мониторинг сформированности культуры здоровья и безопасной жизнедеятельности воспитанников
В 2017-2018 учебном году в рамках реализации ООП ДО и АООП ДО проводились мероприятия по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни воспитанников.
В ДОУ также реализуется парциальная программа И.А. Лыковой «Мир без опасности».
Данная программа направлена на формирование культуры безопасной жизнедеятельности дошкольников («Азбука безопасного поведения и общения», «Детская безопасность», «Дорожная азбука», «Огонь-друг-огонь-враг», «Опасные предметы, существа и явления»).
Данные мониторинга по освоению детьми программы «Детская безопасность» показывают достаточный уровень знаний и навыков дошкольников в вопросах безопасной жизнедеятельности.
В течение года с детьми проводились тематические занятия, игровая деятельность, досуги по соблюдению правил дорожного движения, пожарной безопасности.
В ноябре 2018 года прошла «Неделя здоровья», в рамках которой прошел конкурс семейных рисунков «Здоровье-это здорово!»
В апреле 2018 года были проведены мероприятия с родителями, посвященные Всемирному дню здоровья. Родители приняли активное участие в проекте по изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования «Чтоб ребенок был здоров, нам не нужно докторов!» На официальном сайте образовательной организации были оформлены разделы, посвященные информации отдела надзорной деятельности (пожарная безопасность), размещены правила поведения на объектах железнодорожного транспорта.
На сайте дошкольного учреждения создан специальный раздел «Дети с ОВЗ», где размещена информация по работе с детьми данной категории.
10.Анализ обеспечения условий безопасности в дошкольном учреждении
В целях обеспечения условий для безопасного функционирования образовательного учреждения, охраны жизни и здоровья детей и сотрудников, ДОУ оснащено автоматической пожарной сигнализацией, системой речевого оповещения о пожаре, сигналы этих систем выведены на пульт связи МЧС. Также имеется «тревожная кнопка» экстренного вызова полиции, заключены договоры на охрану объектов и техническое обслуживание средств охраны.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» в ДОУ разработана «Программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности учреждения на период 2016 – 2020г.г.», что позволяет рационально расходовать энергоресурсы в пределах утвержденных лимитов.
Во исполнение Постановления от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований и антитеррористической защищенности объектов (территории) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», в целях установления требований к обеспечению антитеррористической защищенности образовательной организации с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на территории Учреждения, значимости объекта и возможных последствий совершения террористического акта создана комиссия по исследованию и категорированию ДОУ.
Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. В связи с этим перед руководителем ДОУ стоит важная и сложная задача по обеспечению безопасностис учетом современных требований. Для решения данной проблемы в дошкольном учреждении определены цели и задачи деятельности коллектива по следующим направлениям.
- охрана жизни и здоровья;
- противопожарная и техногенная безопасность;
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.
В эту работу включены все участники образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.
Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях. В ДОУ реализуется парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасности» И.А. Лыковой.
Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций.
В соответствии с утвержденным графиком проводятся тренировки по эвакуации детей и сотрудников в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Работа с родителями носит профилактическую направленность и осуществляется в разных формах родительского всеобуча и совместной проектной деятельности.
Детский сад - это целостный «организм», где каждый сотрудник должен не только осознавать, но и в полной мере нести ответственность за сохранение жизни и здоровья детей, обеспечение их безопасности.
Исходя из сложности и важности работы по обеспечению безопасности дошкольного учреждения, требуется дальнейшая оптимизация административно-хозяйственной и воспитательной деятельности ДОУ по данному направлению.Особое внимание необходимо уделить обучению сотрудников действиям в чрезвычайных ситуациях, умению оценить опасную ситуацию, угрожающую жизни и здоровью детей и взрослых, находящихся на территории дошкольного учреждения, а также оперативно и адекватно отреагировать на неё.
В соответствии с планом мероприятий по программе развития первостепенного решения требуют следующие вопросы обеспечения безопасности Учреждения:
- обеспечение пожарной и антитеррористической защищенности учреждения (установка пожарных эвакуационных выходов со второго этажа, ремонт системы видеонаблюдения);
- обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности учреждения.
- создание здоровых и безопасных условий труда;
- повышение ответственности работников за соблюдение правил охраны труда.
На сайте дошкольного учреждения создан специальный раздел «Безопасность в ДОУ».
- Социально-бытовая обеспеченность воспитанников и сотрудников
В ДОУ действует профсоюзный комитет. Им была проведена работа по предоставлению льготных путевок на летний отдых сотрудников в Краснодарском крае, отдых детей в оздоровительных лагерях.
В 2018 году в соответствии с требованиями ТК (ст. 212) все сотрудники дошкольного учреждения прошли периодический медицинский осмотр.
Заключены договора на поставку продуктов питания для детейс «ИП Кириченко В.А.», «ИП Гордеева Е.А.», «ИП Переверзева Л.В.).
Заключен договор на медицинское обслуживание воспитанников детского сада с ОБУЗ «Курская городская детская поликлиника № 7».
В рамках действующего законодательства родители (законные представители) (многодетных семей, имеющих детей-инвалидов) получили льготу по оплате за детский сад.
Также проводилась постоянная работа по оформлению документов на компенсационные выплаты части родительской платы за присмотр и уход детей.
Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования.
Организационная структура внутренней системы оценки качества состоит из следующих подразделений:
- оценка качества образовательной деятельности - совет родителей (законных
Представителей), педагогический совет образовательного учреждения, система ПМПк (консилиумы ДОУ);
- оценка качества инновационной деятельности – Экспертный совет по экспериментальной инновационной деятельности (приказ об экспериментальной инновационной деятельности от 25.05.2017г. № 81.)
Цели и задачи внутренней оценки качества:
- осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;
- выявление случаев нарушения и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов и принятие мер по их пресечению;
- совершенствование качества воспитания и образования воспитанников с одновременным повышением ответственности должностных лиц за конечный результат;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
- инструктирование и исполнение должностными лицами действующих в образовании норм и правил;
- изучение результатов педагогической деятельности, выявление отрицательных и
положительных тенденций организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространение педагогического опыта;
- анализ результатов реализации приказов в ДОУ.
План работы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76» по обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования выполнен на 100%.
Информированность участников образовательных отношений о функционировании внутренней системы оценки качества образования обеспечивается наличием информации на официальномсайте образовательной организации.
ПОКАЗАТЕЛИ
деятельности МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76» за 2019 год.
№ п/п |
Показатели |
Значения |
1. |
Образовательная деятельность |
|
1.1 |
Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе: |
214 |
1.1.1 |
В режиме полного дня (8 - 12 часов) |
214 |
1.1.2 |
В режиме кратковременного пребывания (3 - 5 часов) |
0 |
1.1.3 |
В семейной дошкольной группе |
0 |
1.1.4 |
В форме семейного образования с психолого-педагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации |
0 |
1.2 |
Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет |
19 /9% |
1.3 |
Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет |
195 /91% |
1.4 |
Численность/удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода: |
214/ 100% |
1.4.1 |
В режиме полного дня (8 - 12 часов) |
214/ 100% |
1.4.2 |
В режиме продленного дня (12 - 14 часов) |
0 |
1.4.3 |
В режиме круглосуточного пребывания |
0 |
1.5 |
Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающих услуги: |
26 /12% |
1.5.1 |
По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии |
26 /12% |
1.5.2 |
По освоению образовательной программы дошкольного образования |
26/12% |
1.5.3 |
По присмотру и уходу |
26 /12% |
1.6 |
Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника |
14 дней |
1.7 |
Общая численность педагогических работников, в том числе: |
21 |
1.7.1 |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование |
12 /57% |
1.7.2 |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) |
12 / 57% |
1.7.3 |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование |
9/43% |
1.7.4 |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) |
9/43% |
1.8 |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: |
12 /57% |
1.8.1 |
Высшая |
3 /14% |
1.8.2 |
Первая |
9 /43% |
1.9 |
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: |
|
1.9.1 |
До 5 лет |
1 /5% |
1.9.2 |
Свыше 30 лет |
6 /28% |
1.10 |
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет |
0 |
1.11 |
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет |
1/5% |
1.12 |
Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников |
1 /4% |
1.13 |
Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников |
7 /30% |
1.14 |
Соотношение «педагогический работник/воспитанник» в дошкольной образовательной организации |
1 /10 |
1.15 |
Наличие в образовательной организации следующих педагогических работников: |
|
1.15.1 |
Музыкального руководителя |
1 |
1.15.2 |
Инструктора по физической культуре |
1 |
1.15.3 |
Учителя-логопеда |
2 |
1.15.4 |
Логопеда |
Нет |
1.15.5 |
Учителя-дефектолога |
Нет |
1.15.6 |
Педагога-психолога |
1 |
2. |
Инфраструктура |
|
2.1 |
Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника |
1339 |
2.2 |
Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности воспитанников |
201 |
|
|