АННОТАЦИЯ
к дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Ритмическая мозаика»
для детей 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Ритмическая мозаика» разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273«Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»;
Положения о дополнительной общеобразовательной программе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 76», Устава ДОУ.
Сегодня дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ независимо от осваиваемой или основной образовательной программы.
Дополнительное образование в отличие от образовательного процесса, не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях и характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, опытнический, исследовательский, прикладной и др.) и форм образовательных объединений (кружок, мастерская, студия, клуб, школа, лаборатория, секция и др.).
Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности.
Дополнительное образование наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога.
Дополнительная общеобразовательная программахудожественной направленности «Ритмическая мозаика» разработана для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лети являетсярезультатом опыта работы детского сада в области ритмики и хореографии.
Танец - это один из основных способов выражения человеческих эмоций. С помощью разнообразных танцевальных упражнений детям легче понять и выразительно передать характер музыки, ее темп, динамику, ритм. Танец способствует эмоциональному и физическому развитию детей-дошкольников, правильному восприятию музыки, пониманию ее стилей и жанров.
Актуальность программы определяет танцевально-ритмическая гимнастика и нетрадиционные виды упражнений, которые наиболее доступны детям, привлекательны и эффективны для развития психологического и физического здоровья детей.Простые общеразвивающие упражнения и танцевальные движения благотворно воздействуют на опорно-двигательный аппарат ребенка, сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления художественно-творческой деятельности детей как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и адаптированы для дошкольников через игровую форму и сюжетную линию проведения занятий.
Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что она дает возможность пробудить у детей интерес к занятиям танцами как в учебной, так и в свободной самостоятельной деятельности, а также обеспечить укрепление физического и психического здоровья дошкольников.
Цель программы:
Создание условий для творческой самореализации детей дошкольного возраста, приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям средствами музыкально-хореографического искусства.
Эта цель подразумевает решение триединой задачи: обучение, воспитание и развитие через формирование у детей новых понятий и способов действий, системы научных и специальных знаний; формирование духовно-нравственного мировоззрения и системы общечеловеческих ценностей; развитие индивидуальности ребенка, всех сущностных сфер его личности (интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, эмоциональной и др.).
Задачи:
- Обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности.
- Разработать содержание дополнительного образования, соответствующего современным требованиям.
- Создать условия для эмоционального благополучия ребёнка, укрепления физического и психического здоровья детей в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители.
- Развивать творческие способности детей дошкольного возраста.
- Развивать интерес детей к творческой деятельности через организацию кружковой работы.
- Развивать конструктивное сотрудничество с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка - дошкольника.
- Развитие творческого потенциала и самовыражения ребенка через искусство танца.
- Воспитывать нравственно-коммуникативные качества личности ребенка: умение общаться и правильно выстраивать взаимоотношения с участниками образовательного процесса.
Принципиальные основы Программы
Работа по формированию гармонично развитой творческой личности через кружковую работу построена на основе следующих принципов:
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
- Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач путем использования в работе активных методов и форм обучения.
- Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание условий для эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс.
- Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным действиям; «открытие новых знаний».
- Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов деятельности, типов творческих заданий, материалов и др.
- Индивидуализация образовательного маршрута: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка и группы в целом.
- Принцип взаимного сотрудничества: общение с ребенком на доброжелательной и доверительной основе.
- Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
Хореографическое образование подразумевает формирование хореографических основ. Под хореографическими основами детей старшего дошкольного возраста нами понимается интегративное качество, образованное системой ключевых (основных) и знаний, умений и навыков дошкольника, которые п обеспечивают успешную реализацию его хореографической деятельности.
Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагог учитывает:
- интересы детей к профилю кружка;
- добровольность его выбора детьми;
- возрастные особенности детей;
- реализацию воспитательных и образовательных задач в единстве с основной образовательной программой детского сада;
- ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника (игровая деятельность) и выстраивание на его основе содержания дополнительного образования;
- комфортность обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности;
- соблюдение норм нагрузки на ребенка.
Педагогическими условиями реализации задач становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста являются:
а) учет специфики и разнообразия типов хореографический занятий; применение танцевального репертуара, основанного на сюжетно-игровом и образном принципе с учетом его художественно-воспитательной ценности, увлекательности, доступности и соответствия возрастным и тендерным особенностям;
б) использование движений различных направлений хореографического искусства (классического, народного, историко-бытового, бального и современного танцев) для формирования хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста;
в) учет педагогических принципов становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста (положительной мотивации хореографической деятельности, культуросообразности, сотрудничества).
Все разделы программы объединяет игровой метод, который придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игровая ритмика, игровая гимнастика и игровой танец.
Формы организации учебной деятельности детей:
- индивидуальные, фронтальные, групповые, подгрупповые.
Формы работы с детьми меняются в зависимости от поставленных задач.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия по ритмике: словесные, наглядные, практические, устное изложение, показ видеоматериалов, иллюстраций, беседа, объяснение, показ педагогом приёмов исполнения, тренировочные упражненияи др.
Методы обучения, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
частично-поисковые методы обучения (участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом); исследовательские методы обучения (овладение обучающихся методам научного познания, самостоятельной творческой работы).
Типы занятий по ритмике: комбинированные, теоретические, практические, диагностические, контрольные, репетиционные, тренировочные и др.
Режим занятий:
1-й год обучения -2 раза в неделю по 25 минут;
2-й год обучения- 2 раза в неделю по 30 минут.
В каникулярное время проводятся экскурсии, культурно-досуговая деятельность 2 раза в неделю – 24 часа или 1 раз в неделю-12 часов.
Структурной особенностью программы дополнительного образования «Ритмическая мозаика» является тематическое планирование. Планируя работу кружка, педагог выбирает для каждой темы различные формы работы (фронтальную, подгрупповую, индивидуальную) с учетом специфики развития ребенка-дошкольника, материальной оснащенности педагогического процесса.
В программе представлены различные разделы, основными из которых являются:
- танцевально-ритмическая гимнастика;
- нетрадиционные виды упражнений;
- креативная гимнастика;
- начальная хореографическая подготовка;
- музыкально-подвижные игры;
- психогимнастика.
Все темы занятий кружка подобраны по принципу нарастания сложности творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть программы на последующие годы реализации, с учетом интересов и возможностей детей, пожеланий родителей.
Численный состав кружка определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей в режиме дня в вечернее время; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм.Кружковая работа проводятся с группой или подгруппой детей (8-10 человек) старшего дошкольного возраста (5-7 лет) 2 раза в неделю. Длительность занятий 25 - 30 минут после дневного сна. Занятия кружка не дублируют занятия общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной творческой деятельности через язык танца в процессе систематических занятий с постепенным усложнением, постоянной корректировкой учебных задач, игровых приемов, Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка, создать положительную мотивацию к учебной деятельности, «запустить» механизм саморазвития и дальнейшую самореализацию в творческой деятельности.
Формы подведения итогов:
- оформление выставочного стенда в ДОУ;
- участие в городских танцевальных конкурсах;
- выступления на детских праздниках и других формах культурно- досуговой деятельности, родительских собраниях;
- проведение открытых занятий.