Основная образовательная программа спроектирована с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к:
- структуре Программы и ее объему;
- условиям реализации Программы;
- результатам освоения Программы.
Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа построена с учетом концептуальных основ примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
Нормативно-правовые документы для разработки Программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13).
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса, направленные на создание условий для формирования общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Основным направлением образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76» является обеспечение равных стартовых возможностей для обучения, воспитания и развития дошкольников по основной общеобразовательной программе дошкольного образования с приоритетом художественно-эстетического развития детей.
Содержание Программы в соответствии со Стандартом включает в себя совокупность пяти образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлениям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие; а также коррекционное, инклюзивное направление – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Программа состоит из трех основных разделов: целевого, содержательного и организационного.
Обязательная часть Программы соответствует примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Вариативная часть сформирована на основе регионального компонента и основана на интеграции парциальных и авторских модифицированных программ:
- О. В. Дыбина «Ребенок в мире поиска».
- Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер«Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».
- Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
- Е.В. Колесникова «Математические ступеньки».
- С.Н.Николаева «Юный эколог».
- Л.В.Куцакова «Конструирование и ручной труд».
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с ФФН».
- Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с ОНР».
- Л.В. Лопатина «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
- Л.Б.Боряева«Адаптированная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».
- Буренина А.И. Программа «Ритмическая мозаика».
- И. Каплунова, И. НовооскольцеваПрограмма«Ладушки».
- И.А. Лыкова Программа художественного развития детей 2-7 лет.
Методическое обеспечение регионального компонента образовательной программы
- Е.И.Касаткина«Игра в жизни школьника».
- И.А.Лыкова, Е.И.Касаткина
О.В.Лисенкова, Л.В.Грушина«Рукотворная береста».
- Иллюстрированный сборник статей «Народные промыслы Курского края».
- М.Шехирева«Гордость земли Курской».
- В.Б. Степанов«Краски Курска».
- В.Б. Степанов«Улицы старинного Курска».
- Л.И. Ефремова«Курские рушники».
- Сборник«Фольклорные песни Курской области».
- Е.Л. Алферова «Костюмы Курской губернии».
- Сборник «Семь чудес Курского края. Кожлянские игрушки».
- В. Еськов « Куряниямоя» Сборник стихов.
- Е. Авдеева (Полевая)«Русские народные сказки для детей».
Программа основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, ведущей роли игровой предметной деятельности и общения с взрослым.
Исходными теоретическими позициями Программы являются положения «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровских и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Методологической основой Программы является дидактическая система деятельностного метода, реализующего системно – деятельностный подход в дошкольном образовании на основе общей теории деятельности (Г.П.Щедровицкого, О.С.Анисимова и др.)
Программа построена на гуманистических принципах личностно-ориентированной педагогики.
Программа направлена на всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала.
Программа рассчитанана возраст детей от 1, 5 до 7 лет.
Основная образовательная программа базируется на основных принципах дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Отличительные особенности Программы ДОУ:
- В центре Программы ДОУ – современный ребенок, уверенный в себе человек с активной жизненной позицией.
- Программа ДОУ подчеркивает ценность семьи - объединение педагогов и родителей в единое содружество.
- Патриотическая направленность - воспитание патриотических чувств.
- Направленность на нравственное воспитание и поддержку традиционных ценностей.
- Нацеленность на дальнейшее образование.
- Направленность на здоровый образ жизни –сохранение и укрепление здоровья детей, привитие полезных привычек.
Ведущими целями Программыявляются:
- обеспечение выполнения требований ФГОСДО;
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности;
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка к жизни в современном обществе;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи Программы ДОУ
- Охранять и укреплять физическое, психическое здоровье детей, их эмоциональное благополучие;
- Обеспечить преемственность целей, задач и содержание образования (преемственность программ дошкольного и начального школьного образования);
- Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- Создать условия для выявления и развития детской одаренности;
- Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Сформировать общую культуру личности ребенка, ценность здорового образа жизни; развивать социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность; формировать предпосылки к учебной деятельности;
- Обеспечить вариативность и разнообразие программ с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- Сформировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- Осуществлять инклюзивное образование (коррекцию в развитии речи, в личностном развитии детей);
- Сотрудничать с родителями в вопросах образования ребенка, функционирования ДОУ;
- Повышать профессиональную компетенцию педагогов в вопросах обучения и воспитания детей;
- Обеспечить условия, способствующие безопасности жизни, профилактике детского дорожного транспортного травматизма, безопасности дорожного движения;
- Обеспечить психолого – педагогическую поддержку семей, повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.