Реализация основной образовательной программы в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76» в образовательной области «Познавательное развитие» Дугина Лариса Михайловна, воспитатель 1-й кв. категории Система работы по реализации образовательной области «Познавательное развитие» построена на основе психологической теории познавательного развития А.Н. Леонтьева. В соответствии с задачами, определенными ФГОС дошкольного образования, воспитательно-образовательная работа по познавательному развитию детей реализуется по направлениям: • «Формирование элементарных математических представлений» • «Ребенок и мир природы» • «Ребенок и мир людей». Образовательная область «Познавательное развитие» Основная цель: развитие познавательных интересов и способностей детей, которые можно подразделять на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие способности и интересы. Задачи: • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; • формирование познавательных действий, становление сознания; • формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; • развитие воображения и творческой активности; • формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках; • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира Экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников Виды экспериментирования: • Наблюдение (целенаправленный процесс, в результате которого ребенок сам должен получить знания); • Опыты (кратковременные и долгосрочные); демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети экспериментируют вместе с воспитателем, с его помощью); опыт-доказательство и опыт-исследование; • Поисковая деятельность (как нахождение способа действия).
Познавательное развитие дошкольников • Развитие мышления, памяти и внимания • Формирование специальных способов ориентации • Различные виды деятельности • Экспериментирование с природным материалом • Вопросы детей • Логические задания • Использование схем, символов, знаков • Развивающие игры • Развитие любознательности • Развитие познавательной мотивации • Развитие воображения и творческой активности Реализация принципа развивающего обучения определяет главной целью всего воспитательно-образовательного процесса полноценное психическое развитие ребенка, развитие его познавательных и художественных способностей. Огромное значение для развития познавательных способностей имеет педагогическая поддержка инициативы детей и их самостоятельности в познании окружающего мира. Педагогические условия поддержки детской инициативы в познавательном развитии • Обеспечение использования собственных, в т.ч. «ручных» действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания; • Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами; • Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности; • Организация обучения детей, предполагающая использование ими совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях формируются микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация стимулирует активное речевое общение детей со сверстниками. Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог-дети», «дети-дети» • Позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя заключается в организации ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувства комфортности и уверенности в собственных силах; • Психологическая перестройка позиции педагога на личностно-ориентированное (индивидуальное) взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретенных знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности; • Фиксация успеха, достигнутого ребенком. Его аргументация создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса Реализация принципа развивающего обучения требует построения воспитательно-образовательной работы с учетом уровня актуального развития ребенка, а также соответствующей работы в зоне его ближайшего развития. Построение образовательной деятельности в зоне ближайшего развития ребенка «Уровень актуального развития» (УАР) характеризуется тем, какие задания ребенок может выполнить вполне самостоятельно (обученность, воспитанность, развитость) «Зона ближайшего развития» (ЗБР) указывает на то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью.