Программа развития МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 76 на 2015-2017 годы

 

 Содержание

 
1 Паспорт программы развития ДОУ на 2015-2017 годы.   3
2 Пояснительная записка.   6
3 Информационная справка о МБДОУ.   9
4  Проблемно-ориентированный анализ   11
5 Концепция программы развития ДОУ   12
6 Основные направления деятельности по реализации программы   17
7 Стратегия развития дошкольного учреждения   23
8 План действий и основных мероприятий по реализации программы развития.   24
9 Литература   40
                                         
  1. Паспорт программы развития ДОУ
на 2015-2017 годы    Нормативно-правовая основа для разработки программы: 
  • Декларация прав ребёнка от 20.11.1959г.
  • Конвенция о правах ребёнка от 20.11. 1989г.
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
№ 273-ФЗ.
  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) от 17.11.2013 г. № 1155.
  • Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г. № 185).
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных  организаций  (СанПин 2.4.1.3049-13 с изменениями от 04.04.2014г.).
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  • Устав МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76»
от 16.06.2010г.   Назначение программы. Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития дошкольной образовательной  организации на основе анализа  работы  МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76» за предыдущий период. Основополагающее назначение программы - реализация принципов развивающего обучения и современных педагогических подходов, учитывающих возрастные закономерности и обеспечивающих необходимые условия психического и физического развития дошкольников, подготовки их к успешному обучению в школе. Программа отражает тенденции изменений, главные направления обновления содержания образовательной деятельности, управление дошкольной образовательной организацией на основе инновационных процессов. Основой построения программы является принцип развития.      Проблемы: Развитие дошкольной образовательной организации в условиях реализации новой государственной образовательной политики, основными ориентирами которой являются: формирование российской идентичности; создание условий   для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования; становление открытой, гибкой и доступной системы образования. Объективное ухудшение  здоровья поступающих в организацию детей отрицательно сказывается на  получении ими дошкольного образования. Недостаточная готовность и включенность родителей в управление качеством образования  детей через общественно-государственные  формы управления. Необходимость  интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий. Необходимость улучшения качества и результативности предоставления дополнительных образовательных услуг.   Сроки реализации программы: Программа реализуется в период  с 2015 по 2017 годы.   Название программы: «Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 76»    Авторы: Рабочая группа по разработке программы развития МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76» на 2015-2017 годы, созданная приказом МБДОУ № 76 от 14.03. 2014 г. № 36-а, под руководством заведующего МБДОУ. Исполнители Программы - коллектив МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76». Цель:
  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития его инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми в соответствующих возрасту видах деятельности;
  • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий для социализации и индивидуализации детей.
  Задачи:    
  1. Улучшение качества образования в ДОУ.
  2. Повышение эффективности использования средств информатизации в
образовательном процессе.
  1. Совершенствование материально-технического и программно-методического обеспечения.
  2. Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе.
  3. Объединение обучения, воспитания и развития дошкольников в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей.
  4. Создание благоприятных условий для развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
  5. Формирование общей культуры личности ребенка, развитие его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств.
  6. Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
  7. Реализация единых подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
  8. Развитие системы управления ДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.
  Приоритетные направления работы МБДОУ:
  • художественно–эстетическая направленность (изобразительное и музыкальное творчество);
  • физкультурно-оздоровительная направленность (здоровый образ жизни);
  • духовно-нравственное воспитание.
  Финансовое обеспечение программы.
  1. Муниципальный бюджет.
  2. Внебюджетные источники: добровольные пожертвования, доходы от платных дополнительных образовательных услуг, средства Попечительского совета.
  3. Участие в грантовых проектах.
Ожидаемые результаты:
  • повышение компетентности педагогов в области применения ИКТ;
  • внедрение информационных технологий в образовательный процесс;
  • создание базы методических разработок с  использованием ИКТ для развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка в условиях ДОУ;
  • улучшение состояния здоровья детей как фактора повышения качества их образования;
  • усиление воспитательного потенциала дошкольного образовательного учреждения, обеспечение индивидуального психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника;
  • распространение опыта работы МБДОУ по художественно-эстетическому развитию детей в рамках работы стажировочной площадки для слушателей курсов повышения квалификации ОГБОУ КИРО ДПО;
  • доступность системы дополнительного образования;
  • улучшение качества образовательных услуг, способствующих успешному обучению ребёнка в школе;
  • повышение качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • увеличение доли внебюджетного финансирования для решения уставных задач.
 
  1. Пояснительная записка
Актуальность программы развития МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76» обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Введение и реализацию программы можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами, специалистами ДОУ, родителями воспитанников. Программа развития  МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76» на 2015-2017 гг. является управленческим документом. Основными приоритетами развития общего образования в национальной образовательной инициативе названы:
  1. Обновление образовательных стандартов.
  2. Система поддержки талантливых детей и организации совместного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ и здоровых детей (инклюзивное образование) в общеразвивающих группах ДОУ.
  3. Развитие творческого потенциала педагогов.
  4. Здоровье дошкольников.
Важнейшей задачей современной системы дошкольного образования является формирование универсальных действий, обеспечивающих детям способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Знания, умения и навыки должны формироваться и сохраняться в тесной связи с активными действиями самого ребенка в различных видах  деятельности. При выборе методик работы с детьми предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим развитию познавательной, социально-личностной сферы ребенка-дошкольника. Особенно ценным и значимым для педагогов должны стать успехи в реализации технологий деятельностного типа, включающих в себя новые формы работы с детьми: метод проектов, модульный принцип организации педагогического процесса (старший дошкольный возраст), проблемное обучение, инклюзивное образование и др. Особо следует уделить внимание организации свободной деятельности детей, активирующей возможности ребенка применять и самостоятельно накапливать социальный опыт. Этому должно способствовать специально организованное пространство с оборудованными центрами, наполненными различными материальными объектами, побуждающими ребенка не только пробовать свои силы, но и самостоятельно организовывать свою деятельность. Ребенок активно пользуется правом выбора интересного для себя дела. Он сам себя тренирует в постановке цели, поиске путей и способов ее решения; прилагает усилие для реализации задуманного, учится взаимодействовать с предметной средой, сверстниками, учится управлять собой. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  вносят серьезные изменения в систему дошкольного образования. В этот период преобразований важно поддержать инициативу и стимулировать творчество педагогов ДОУ, эффективно применять новые технологии (в том числе управленческие), расширять взаимодействие с социумом. В конечном итоге, все это должно иметь одну цель - обеспечить детям яркое, творческое, познавательное, безопасное дошкольное детство. В последние годы не только актуальный, но и значимый характер приобрела проблема качества дошкольного образования. В современных условиях реформирования образования дошкольное учреждение представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое, дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Педагогам на данном этапе предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации относительно особенностей своего дошкольного учреждения, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности как творческого процесса. Новые подходы к организации жизнедеятельности современного дошкольного образовательного учреждения ставят нас перед необходимостью разработки и введения данной Программы развития на перспективу. При разработке путей обновления педагогического процесса учитывались тенденции социальных преобразований в городе, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов. Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи. Большинство родителей принимают участие в совместных мероприятиях по мере возможности и без особого желания. Причём, степень их участия прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Наиболее полезными формами совместной работы, по мнению родителей, являются индивидуальные консультации, практические семинары, мастер-классы, родительские собрания с открытыми показами образовательной и культурно-досуговой деятельности детей. Мониторинг компетенции родителей по вопросам воспитания и развития ребенка-дошкольника выявил следующие результаты: 53 % хотели бы  больше получать информацию о воспитании ребёнка в семье, о проблемах, связанных с сохранением и укреплением его здоровья. 47% родителей заинтересованы в усовершенствовании своих знаний в области изучения личности ребёнка - дошкольника, его психо-физиологических особенностей, проблемах подготовки к школе.  Из этого следует, что появление новой модели развития ДОУ связано с желанием родителей участвовать в развитии своих детей, в укреплении их здоровья, воспитании основ базовой культуры ребенка – дошкольника. Программа предусматривает необходимость оказания дополнительных образовательных услуг для активного  вовлечения детей в различные виды деятельности: творческой, спортивной, познавательной. Это поможет накопить ребенку эмоционально-чувственный опыт,  открыть для себя много интересного и полезного. Исходя из вышеизложенного, в программе развития наметились 3 целевые программы, которые отражают приоритетные направления развития МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76»:
  • «Управление качеством образования»
  • «Духовно-нравственное воспитание»
  • «Здоровый ребенок»
В целом Программа носит инновационный характер и направлена не только на функционирование, но и на развитие  дошкольного образовательного учреждения до 2018 года. Показателем востребованности и эффективности образовательной деятельности учреждения должны стать результаты этой деятельности  по отношению к потребностям ребенка, семьи, общества.
  1. Информационная справка о МБДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 76» (далее по тексту – Учреждение) является некоммерческой организацией, созданной путем учреждения для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий муниципального образования «Город Курск» в сфере образования. Полное наименование - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 76». Сокращенное наименование – МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76» . Тип муниципального учреждения – бюджетное. Статус Учреждения: тип – дошкольное образовательное учреждение, вид – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию. Место нахождения Учреждения (юридический и фактический адрес): Российская Федерация, Курская область, 305047, город Курск, улица Конорева, дом № 16-а. Телефон: (4712) 35-17-06. Учредителем Учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование «Город Курск». Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования «Город Курск» осуществляет комитет образования города Курска, в ведении которого Учреждение находится. С 1-го декабря 1999 года руководит ДОУ заведующий, Бартенева Ирина Анатольевна. ДОУ расположено в отдельно стоящем 2-х этажном панельном здании на 155 мест, общей площадью 1541 кв. м. Здание расположено внутри жилого комплекса. В непосредственной близости от детского сада расположена МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  с углубленным изучением отдельных предметов № 46». Материально-техническое обеспечение Основными помещениями ДОУ являются: групповые комнаты (7 групп для детей дошкольного возраста и одна группа  раннего возраста); музыкальный и физкультурный залы; кабинет изобразительной деятельности, кабинет ОЧПС (обучения основам чтения, письма и счета), методический кабинет, кабинет педагога-психолога, логопедический кабинет; пищеблок; прачечная. Дошкольное учреждение оборудовано твердым и мягким инвентарем для полноценного функционирования. Ежегодно в здании проводится косметический ремонт. На данный момент в учреждении необходим ремонт кровли и фасада основного здания, замена окон. Учебно-методическая база ДОУ постоянно пополняется новыми материалами и оборудованием. В дошкольном учреждении созданы необходимые условия для интеллектуального, творческого и физического развития воспитанников.  В дошкольном учреждении имеются магнитофоны, музыкальные центры,  компьютеры, принтер-сканер, видеокамера. Территория детского сада озеленена насаждениями по всему периметру: имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы, цветники. На территории детского сада оборудованы: а) спортивная площадка с травяным покрытием; б) беговая дорожка с  асфальтовым покрытием; в) авто-городок; г) огород для опытно-экспериментальной деятельности детей. Несмотря на это, задача оснащения предметно-развивающей среды ДОУ остается одной из главных на повестке дня.  Необходимо её дальнейшее обновление  в соответствии с современными требованиями. Предметом  деятельности МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76» является:
  • обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления детей в возрасте от 1,5 до 8 лет; создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;
  • реализация общеобразовательных программ дошкольного образования различной направленности;
  • реализация дополнительных образовательных программ различной направленности;
  • развитие индивидуальных способностей детей и необходимая коррекция нарушений в их развитии;
  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание с учётом возрастных категорий детей гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
  • оказание дополнительных образовательных (бесплатных и платных) услуг с учётом потребности семьи и возможностей ребёнка на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).
Обеспечение безопасных условий в ДОУ В дошкольном учреждении организована работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса  в соответствии с Уставом ДОУ, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, инструкциями по охране труда и пожарной безопасности. Обеспечение безопасности участников образовательного процесса ведётся по направлениям:
  • обеспечение охраны труда сотрудников ДОУ;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, безопасность в быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма);
  • пожарная безопасность;
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • антитеррористическая защита.
Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса планируется, составляются планы мероприятий, издаются приказы, работает комиссия по охране труда. Инструктажи с сотрудниками проводятся 2 раза в год, фиксируются в журнале учёта инструктажа. Организация питания воспитанников В дошкольном учреждении организовано 4-х разовое питание детей. В ДОУ разработано примерное 10-дневное меню, согласованное с Управлением Роспотребнадзора по городу Курску. Ежедневно используется С- витаминизация третьего блюда. При организации питания соблюдаются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых продуктах (соотношение белков, жиров, углеводов); большое внимание уделяется разнообразию горячих  первых и вторых блюд.  
  1. Проблемно-ориентированный анализ
Необходимость разработки программы развития  МБДОУ обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социально-экономической ситуации в Российской Федерации. Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.   Однако в условиях экономического кризиса ее реализация определяется не столько внешним ресурсным обеспечением развития системы образования, сколько способностью системы образования актуализировать свой внутренний потенциал в режиме саморазвития. Экономический кризис не может стать поводом отказа от перехода на новую модель образования, нацеленную на обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан Российской Федерации в доступном качественном дошкольном образовании.  Для успешного решения этой приоритетной  задачи , а также формирования среды, позитивно влияющей на разностороннее развитие личности ребенка, требуется:
  • расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную  информационно-педагогическую среду;
  • разработка и внедрение новых педагогических технологий;
  • проведение комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение технологий здоровье сбережения в образовательном процессе МБДОУ;
  • возрождение принципов духовно- нравственное воспитания детей.
Актуальность создания программы развития ДОУ обусловлена не только изменениями в государственно-политическом устройстве. Это связано и с социально-экономическими условиями в жизни страны. На современном этапе дошкольная образовательная организация представляет собой открытую и развивающуюся систему, в которой  одним из основных результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с окружающим его социумом. Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей,  желающих поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить к обучению в школе. Таким образом, проблему, стоящую перед МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76», можно сформулировать как необходимость сохранения достигнутого уровня качества образования и стремления к соответствию динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала дошкольного образовательного учреждения.
  1. Концепция программы развития ДОУ
  Современная концепция развития ДОУ опирается на: -     учет образовательных, социально-педагогических потребностей  общества; - индивидуальный подход в развитии каждого ребёнка; - рациональное использование ресурсов образовательной системы; -   учёт социокультурной среды развития  образовательной деятельности; -    взаимное сотрудничество с другими образовательными учреждениями и структурами. Ведущими ценностями при разработке кон­цепции стали:
  • ценность здоро­вья;
  • ценность развития ребенка на основе сотрудничества со взрослыми в познании окружающего мира;
  • ценность дошкольного детства как базовой основы для дальнейшей жизнедеятельности.
В основе концепции развития  ДОУлежит возможность:
  • комплексного подхода к диагностической, образовательной, оздоровительной работе;
  • интеграции образовательного процесса с целью достижения максимального качества образованиядля детей с различным состоянием здоровья и  уровнем раз­вития;
  • создания целостной системы образования и воспитания ребенка.
  • Позитивное развитие дошкольного образовательного учреждения успешно при повышении уровня социально-экономических условий города.
  • Программа строится на основе анализа социально-экономического состояния и развития МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76» с учетом проблем, успехов и результативности образовательной системы в существующих условиях. Программа должна стать стержневым документом при планировании целей, задач работы ДОУ и их реализации в будущем.
  • Программа будет успешно выполнена, если поставленные задачи своевременны, конкретны, эффективны.
  В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированную на развитие личности и предусматривающую в своей основе лично-ориентированную модель образования. Это предполагает осуществление между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства, нацеливание  работников  ДОУ на творческое отношение к своей деятельности, формирование потребности к постоянному саморазвитию. В этой связи, перед работниками детского сада встала задача создания единой системы учебно-воспитательного процесса, построенной на интегративной основе, разработке принципов целостного подхода к содержанию образования, его личностно-ориентированной организации. При этом, приоритеты  должны быть направлены на оздоровление и разностороннее развитие ребёнка. В детском саду образователь­ный процесс должен строиться вокруг ребёнка, обеспечивая своевре­менное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой ак­тивности, гуманного отношения к окружающим, получение ребёнком качественно­го образования  для успешного перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания. Личностные «компоненты» нашей образовательной системы - это дети, родители и воспитатели. Ребёнок в нашей системе рассматривается как активный субъект образовательного процесса, цель и результат деятельности. Мы считаем, что решить задачи развития неповторимой индивидуальной личности можно только в процессе разнообразной   детской деятельности, «внутри» которой каждый ребёнок будет испытывать удовольствие, ощущать себя индивидуальностью, чувствовать себя защищено и уверенно. В общении с ребёнком необходимо помнить слова известного педагога Я. Корчака: «Каждый ребёнок - это особый мир, и познать его может только тот, кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и успехи. Не снизойти до ребёнка, а подняться до уровня его понимания. Ребёнок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого ему человека, который всегда рядом, всегда поможет, все объяснит и все поймёт». Концепция нашего учреждения содержит понятия, позволяющие реализовать принцип развивающего обучения и показатели психического развития ребенка как становление его деятельности, сознания и личности. (Отечественная теория деятельности А.Н.Леонтьева). Деятельность. Под деятельностью понимается активность, которая побуждается определённым мотивом, направлена на достижение более или менее осознаваемой и сформулированной цели, предполагает владение необходимыми для этого способами. Деятельность имеет конечный продукт и результат. В дошкольном возрасте происходит становление всех компонентов деятельности, а именно: формирование мотиваций, знакомство с многообразными целями деятельности взрослых и их присвоение ребёнком, в том числе в сюжетной игре, овладение различными способами действий. Кроме того, формируется способность оценки результата деятельности, которая может быть по-разному связана с оценкой самого себя. В создание специальных условий для самостоятельных действий детей, наталкивающих на постановку новых целей, поиск путей для достижения этих целей, будет входить организация следующих видов деятельности:
  • игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста;
  • познавательная деятельность, результатом которой является новообразование, как первичная связная картина мира и расширение кругозора ребенка;
  • деятельность общения (коммуникация), имеющая разное содержание (личное, деловое) и характер (ситуативный, вне ситуативный);
  • разнообразная продуктивная деятельность, направленная на получение продукта или результата этой деятельности;
  • предпосылки учебной деятельности (старший дошкольный возраст).
Сознание. Сознание имеет многообразное содержание: это представления, знания, ценности, мысли. Для становления сознания ключевым фактором является развитие речи. Становление сознания связано с присвоением ребёнком культуры. Особым содержанием сознания ребёнка становится его представление о самом себе, а также осознание им целей, мотивов, способов своей деятельности. Содействие становлению сознания включает в себя интегрированную работу по развитию речи, познавательному, интеллектуальному развитию, становлению морального сознания и системы ценностей. Важно использовать приёмы, обеспечивающие возникновение нужной мотивации у большинства детей,  появление у них собственных целей, достижение первых успехов, порождающих у детей чувства значимости, компетентности, самостоятельности. Личность. За основу взято представление В.Н.Мясищева о личности как системе трёх основных отношений человека: к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Формирование личности ребёнка - результат его социализации. В процессе воспитания и образования необходимо сформировать первичную идентичность личности как носителя национальной, российской и мировой культуры. В сотрудничестве с семьей сформировать семейную и гендерную принадлежность, развить патриотические чувства детей, осознание принадлежности к своему народу и мировому сообществу. Необходимо формировать бережное и уважительное отношение к продукту труда людей; уважительное, заботливое и ответственное отношение к природе; заинтересованное, эмоционально окрашенное эстетическое отношение к произведениям искусства; положительное отношение к соблюдению общепринятых норм и правил. Кроме того, проведённый анализ результатов образовательного процесса дошкольного учреждения, анализ имеющихся условий и выявленных проблем показал, что переход ДОУ в режим развития должен сопровождаться преобразованиями на нескольких  уровнях деятельности: - на уровне методической и управленческой работы ДОУ – создание системы деятельности, направленной на внедрение в педагогический процесс современных развивающих технологий, обеспечивающих эмоциональный комфорт всех участников образовательного процесса и гармонизацию детско-родительских отношений. - на уровне образовательного процесса – постановка новых целей, обновление содержания образовательного процесса, изменения в компетентности, уровне развития личности всех субъектов образовательных отношений. Обновление содержания образовательного процесса дошкольного учреждения состоит в следующем: - введение в содержание образовательной деятельности по  познавательно-речевому развитию системы приёмов, новых игровых заданий, упражнений, направленных на оптимальное обеспечение здоровье сбережения, психологического и эмоционального благополучия детей, разностороннее развитие личности ребенка-дошкольника; -  введение в содержание совместной деятельности  с детьми специальных упражнений, носящих комплексный развивающий и оздоровительный характер («Развивающая педагогика оздоровления» В. Т. Кудрявцева, Б.Б.Егорова). В основу планируемых изменений в педагогической системе положены принципы, позволяющие внедрить и результативно использовать  гибкие организационные формы преобразований в ДОУ:
  • принцип научности предполагает использование современных разработок педагогической науки и лучшего передового опыта (теория М.М.Поташника);
  • здоровье сберегающий принцип обеспечивает приоритет укрепления здоровья каждого дошкольника в процессе всех видов деятельности, основанный на целостном представлении о соматическом и психологическом здоровье детей и на устранении стресс генных факторов, связанных с социальными и климатическими условиями (раскрывает В.Г.Алямовская);
  • принцип приоритетности развития личности и смысловой сферы ребёнкасвязан с заботой не только о здоровье, но и о культуре, уровне воспитанности детей, повышением мотивационной готовности участников образовательного процесса к собственному личностному развитию (трактовка В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова, Е.Шулешко);
  • принцип доверительного сотрудничества субъектов образовательного процессапредполагает активность педагогов, родителей и детей в процессе участия в преобразованиях. Доверительность обеспечивается взаимным уважением, учётом индивидуальных особенностей и потребностей каждого участника процесса развития ДОУ (Т.И.Бабаева,  О.Л.Князева);
  • принцип диалогического общениятесно связан с предыдущим принципом и логически вытекает из него. Диалог предполагает открытость в сотрудничестве, учёт мнений и аргументов каждого субъекта сотрудничества, искренность и взаимопонимание (О.Н.Сомкова, Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт).
 
  1. Основные направления деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации программы
  В жизни человека дошкольному детству отведено не так  много времени.  От того, как оно прожито ребёнком, зависит его физическое и психическое здоровье, развитие способностей, духовного и интеллектуального потенциала. Поэтому необходимо эффективно и своевременно использовать этот возраст, который можно назвать возрастом накоплений:
  • создать возможность радостно и содержательно прожить эти годы;
  • обеспечить охрану и укрепление здоровья;
  • способствовать разностороннему и своевременному психофизическому развитию;
  • приобщать к основным сферам человеческой деятельности и культуры: труду, искусству, морали, духовности;
  • выявить индивидуальные способности и качества личности ребёнка и развивать их;
  • создавать условия для полноценного развития личностных начал через механизмы самореализации.
Основными задачами на этапе реализации программы развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №76» являются:
  1. Создание оптимальных условий для своевременного, полноценного психического и физического развития воспитанников, укрепления их здоровья;
  2. Формирование эстетически развитой здоровой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребёнка, развитие навыков восприятия различных видов искусств и способности к самовыражению.
  3. Духовно-нравственное воспитание и формирование ценностного отношения к окружающей действительности.
Выполнение данных задач призвано обеспечить становление оптимальных базисных характеристик личности современного ребенка  на пороге выхода в школу, предусмотренных реализуемой программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Реализация заданных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения предполагает изменение в образовательной деятельности самих участников образовательного процесса и методического сопровождения. Основными ценностями педагогического коллектива ДОУ являются:
  1. Ответственность за результаты деятельности, как всего коллектива, так и каждого педагога в отдельности.
  2. Уважение к каждому ребёнку, принятие его личностных особенностей, потребностей.
  3. Высокий профессионализм.
  4. Отношения субъектов образовательного процесса, основанные на взаимоуважении, доверии, результативном сотрудничестве.
Оптимальный курс развития ДОУ невозможен без грамотного методического сопровождения происходящих преобразований в системе образования.        Методическое сопровождения процесса развития ДОУ (по С.Н. Штекляйн) - целостная система взаимосвязанных действий, направленных на непрерывное самообразование через формирование внутренней мотивации саморазвития педагогов; достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития детей посредством внедрения современных развивающих педагогических и оздоровительных технологий в практику ДОУ; оказание реальной и действенной помощи педагогу в реализации учебно-воспитательного процесса. Для организации системы методического сопровождения процесса развития ДОУ, руководитель использует определённые функции,которые С.Н.Штекляйн делит на 3 основные группы, исходя из их результативности:
  1. Функции по отношению к каждому педагогу: обогащение знаний, связанных с педагогическими инновациями, у каждого из педагогов; развитие мировоззрения, ценностных ориентаций; развитие мотивов; совершенствование и развитие профессиональных навыков, мастерства.
  2. Функции по отношению к коллективу: консолидация коллектива в достижении цели развития и в реализации программы развития ДОУ; выявление и обобщение передового педагогического опыта, способного качественно изменить в лучшую сторону образовательный процесс.
  3. Функции по повышению квалификации педагогов направлены на осмысление педагогами программно-методических требований и нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс модернизации образования в совокупности с внедрением достижений науки и передового опыта педагогов, учёных.
Основные принципы методического сопровождения  процесса развития ДОУ:
  • Принцип научности. Заключается в том, что содержание любой запланированной работы должно иметь научное обоснование.  Руководитель своими действиями обязан помочь педагогам понять научный подход реализуемой программы, её задачи, принципы, методики.
  • Принцип системности. Во-первых, обеспечивает непрерывность содержания методических мероприятий (каждый последующий шаг базируется на предыдущем и вытекает из него). Во-вторых, система предполагает логическую и тематическую связь между мероприятиями, направленными на реализацию вышеозначенных функций.
  • Взаимосвязь всех сторон и направлений методической работы.
  • Принцип дифференциации – определение зоны ближайшего развития для каждого из педагогов. В зависимости от уровня компетентности создаётся поле для преодоления трудностей в достижении определённого результата  каждым из них.
  • Принцип практической направленности и открытости методической помощи. Каждый из воспитателей должен быть уверен, что в любой момент он получит необходимую методическую помощь – не только плановую, но и оперативную.
  • Оперативность, гибкость и мобильность. Данный принцип предполагает умение внести вовремя нужные изменения в систему работы.
  • Принцип оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных, обязательных и добровольных форм и видов методической работы и самообразования. Этот принцип даёт педагогам возможность выбора из практического арсенала мероприятий те, которые для него наиболее оптимальны в плане проявления творчества, активности, инициативы.
  • Принцип многообразия и оптимального сочетания средств и методов повышения квалификации. Обеспечивает процесс наращивания знаний, умений, освоения новых способов работы, связанных с целями и задачами программы развития.
Создание благоприятных условий для повышения квалификации педагогов в ДОУ. Начинает срабатывать автоматически, если выдержаны и реализуются предыдущие восемь принципов. К этому необходимо  полноценное оснащение материально-технической базы ДОУ и  программно-методическое обеспечение. Модель выпускника дошкольного учреждения Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребёнка - формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть видами деятельности и областям знаний на других ступенях образования. Таким образом, выпускник детского сада должен владеть следующими характеристиками:
  • здоровье  - уменьшение количества простудных заболеваний, дней болезни на одно заболевание, снижение частоты проявлений хронических заболеваний, снятие синдрома гипервозбудимости, коррекция функциональных отклонений и отклонений в физическом развитии – положительная динамика;
  • коммуникативная компетентность - умение общаться с взрослыми и сверстниками, владение средствами вербального и невербального выражения своих чувств, состояний, переживаний и настроений, умение понятными средствами выразить отношение к окружающим людям и их поступкам;
  • физическая компетентность - забота о своём здоровье, желание физического совершенствования с учётом возрастных и индивидуальных возможностей;
  • интеллектуальная компетентность - овладение детьми разными способами решения  поставленных задач, умение прогнозировать результат;
  • креативность - отношение ребёнка к окружающему миру, как к объекту преобразования и открытия, умение создавать новый продукт, который отличается оригинальностью, вариативностью;
  • любознательность- исследовательский интерес ребёнка;
  • инициативность  и самостоятельность - умение проявлять инициативу во всех видах детской деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми, добиваться результатов;
  • произвольность - соподчинение собственных мотивов с мотивами других детей. Умение управлять своим поведением в соответствии с определёнными сформированными у ребенка представлениями, правилами и нормами.
Модель педагога детского сада Инновационная и развивающая деятельность поднимает статус дошкольного учреждения. Одновременно повышается требование к педагогу, к  его деятельности в инновационном режиме. Личность может воспитать только личность. Поэтому, в современных условиях большое значение приобретает образ педагога детского сада. Качество дошкольного образования и воспитания во многом определяется характером общения взрослого с ребенком. Анализ стиля общения  педагогов учреждения с детьми, привел к выводу, что большинство из них приняли новую тактику общения, основанную на принципах сотрудничества, в котором позиция педагога исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития. Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада на перспективу, можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат):
  1. Профессионализм воспитателя:
  • имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
  • свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания и здоровье сбережения, использует их как основу в своей педагогической деятельности;
  • владеет умением оценивать уровень развития детей своей группы и планировать работу;
  • умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей на основе дифференцированного подхода;
  • владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми;
  • проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
  • умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения ИКТ в образовательном процессе;
  • стимулирует познавательную и творческую активность детей на занятиях, их потребность в самостоятельном добывании знаний;
  • Проявляет организационно-методические умения;
  • использует в работе новаторские методики;
  • включает родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию  их детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;
  • владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.
  1. Личностные качества педагога:
  • имеет чётко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным нормам общества;
  • обладает развитой эмоциональной отзывчивостью на переживания ребёнка, чуткостью, добротой;
  • владеет педагогическим тактом, умеет сохранять собственное достоинство, не ущемляя достоинства воспитанников, их родителей, коллег по работе;
  • обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
  • ведёт работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического персонала учреждения, родителей и социума.
Таким образом, обе модели, ребёнка-выпускника и педагога, отражают приоритеты в развитии ДОУ и основные характеристики желаемого будущего. Модель будущего дошкольного образовательного учреждения (как желаемый результат) Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна представлять собой детский сад,  имеющий опыт работы по развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей с 1,5 до 8 лет, их социализации и самореализации.   Перспектива новой модели учреждения предполагает:  
  • эффективную реализацию программы развития, воспитания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития способностей ребёнка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;
  • обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования;
  • личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, подходов;
  • расширение участия коллектива, родителей в принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения;
  • принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы «обучения и развития», среду, дающую ребенку возможность самостоятельного поведения.
Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате реализации программы развития.
  1. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2017 года. Она определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие детского сада. Стратегическая цель программы:  - создание образовательных, коррекционно-развивающих и здоровье сберегающих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольников, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход  ребёнка к обучению в школе. Достижение стратегической цели, решение приоритетных задач обеспечивается за счёт мероприятий в рамках реализации целевых программ: «Управление качеством дошкольного образования», «Духовно-нравственное воспитание», «Здоровый ребенок». МБДОУ  «Детский сад общеразвивающего вида № 76» является частью образовательной системы  города Курска. Программа развития МБДОУ – локальная образовательная система и её содержание определяется городской и региональной программами развития в области образования. Программа развития опирается на следующие нормативные документы:
  • Стратегию развития системы образования г. Курска;
  • Программу  развития системы образования Курской области.
Программа развития ДОУ учитывает:
  • цели и задачи образовательной системы города;
  • постановку конкретных задач, соответствующих направлениям деятельности.
     
  1. План действий и основных мероприятий по реализации программы развития ДОУ
  Целевая программа «Управление качеством дошкольного образования» Проблема: Наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования и требованиями предъявляемыми социумом к личности и уровню профессиональной компетентности педагога; необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов в новых условиях. Цель: Создание условий для участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образования ДОУ, соответствие уровня и качества подготовки выпускников ДОУ требованиям федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования. Задачи:
  1. Определить направления деятельности и модель достижения результатов.
  2. Разработать диагностический инструментарий оценки эффективности и продуктивности результатов деятельности.
  3. Наметить основные методологические  подходы к планированию и реализации программы
  4. Организовать эффективное взаимодействие  всех специалистов ДОУ, педагогов дополнительного образования, воспитателей для выполнения поставленных целей и задач.
  5. Систематизировать и обобщить внутренний опыт деятельности ДОУ.
Ожидаемый результат:
  • повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ и качества образовательных услуг.
 
Концептуаль-ные направления Направление развития Период реализации, годы Содержательные характеристики
1 Управление качеством дошкольного образования   Совершенствование системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. 2015-2017  
2 Программное обеспечение, методики, технологии   Обновление основных и дополнительных образовательных программ и технологий   2015-2017 Внедрение инновационных технологий, «портфолио» педагогов и воспитанников, проектной деятельности.
3 Информатиза-ция дошкольного образования Внедрение информационных технологий  в образовательный и управленческий процесс 2015-2017  
4 Духовно-нравственное воспитание.   Толерантность, воспитание на примере народных традиций и обычаев родного края, родной страны   2015-2017 Формирование толерантных этнокультурных установок старших дошкольников через работу в проектах. Подготовку и проведение мероприятий к  праздничным датам. Формирование гражданской позиции всех субъектов образователь-ного процесса
5 Поддержка способных и одаренных детей и педагогов Участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях ДОУ, города, области, интернет-конкурсах 2015-2017  
6 Здоровьесберегающие технологии   Расширение спектра оздоровительных мероприятий, формирование культуры здорового образа жизни 2015-2017  
7 Безопасность образователь-ного процесса   Укрепление материально-технической базы детского сада.   2015 - 2017 Построение динамичной, безопасной развивающей среды
8 Кадровая политика     Повышение профессионального мастерства педагогов, обучение молодых специалистов, участие в конкурсном движении, в работе стажировочной площадки ОГБОУ ДПО КИРО 2015-2017  
9 Усиление роли родителей и признание за ними права участия при решении важнейших вопросов обеспечения образовательного процесса  Расширение связей с родителями: «Школа родителей», родительский комитет, клуб отцов и др. 2015-2017 Работа Попечительского совета ДОУ
10 Сетевоевзаимо-действие по реализации всех направлений развития ДОУ Расширение связей с образовательными учреждениями города, культурными центрами 2015-2017   Заключение договоров о сотрудничестве
     
№   Мероприятия   Этапы, сроки их выполнения   Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации программы Источники финансирования   Исполнители  
1 Формирование нормативно – правовой базы   2014   Без финансиро-вания   Зам. зав. по УВР, специалисты ДОУ
2 Обновление образовательной программы, в соответствии с изменениями системы образования, запросов семей воспитанников, общества 2014-2015   Подбор коррекционных программ для построения индивидуальных маршрутов развития детей  с ограниченными возможностями здоровья Без финанси-рования   Заведующий, зам. зав. по УВР  
3 Введение федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС ДО)   2014 Разработка плана-графика мероприятий по введению ФГОС ДО Без финанси-рования   Заведующий  
4 Мониторинг достижений детьми результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС 2014  Построение  индивидуальной траектории   воспитания и развития ребенка в зависимости от  результатов освоения программы   Без финанси- рования     Зам. зав. по УВР
5   Нормативное обеспечение образовательного процесса 2014 Определение списка методической литературы и пособий в соответствии с ФГОС ДО Без финанси-рования Зам. зав. по УВР
6 Развитие проектной деятельности ОУ: уточнение концептуальных направлений развития ОУ 2015-2016   Работа творческой группы (планирование, аналитическая деятельность) Без финанси- рования   Заведующий, зам. зав. по УВР
7 Введение ФГОС ДО 2014 Семинар: «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС ДО» Без финанси-рования     Зам. зав. по   УВР
8 Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования (на основе требований ФГОС ДО) 2015-2016  Разработка методических рекомендаций по мониторингу динамики развития детей Без финанси-рования Зам. зав. по УВР
9 Разработка системы планирования (ежедневного, перспективного,  в соответствии с реализуемыми образовательными программами и проектами) 2014 Работа творческой группы Без финанси-рования     Зам. зав по УВР, педагоги, специалисты ДОУ
10 Разработка системы контроля качества оказываемых образовательных услуг 2015-2016     Без финанси-рования Заведующий, зам. зав. по    УВР
11 Составление плана взаимодействия педагогов, родителей, медицинского персонала, специалистов по направлениям развития воспитанников 2015 Организовать работу «круглого» стола Без финанси- рования Зам. зав по УВР  
12 Разработка циклограммы мероприятий по повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и образования 2015   Без финанси-рования Зам. зав по   УВР, социальный педагог  
  Проект «Современные тенденции в развитии дошкольного образования» Проблема: Объективная необходимость  ориентировать педагогов на приоритет игровой деятельности детей, использование инновационных  программ и технологий  в образовательном процессе ДОУ. Цель: Обучение педагогов ДОУ технологиям проектирования и естественного включения семьи в проектную деятельность. Задачи: 1. Формировать оптимальный уровень готовности педагогов к работе в новых условиях.
  1. Вовлекать родителей в построение индивидуального образовательного маршрута ребенка посредством выявления индивидуальных особенностей воспитанников.
  2. Организовать эффективное сетевое взаимодействие с партнерами детского сада в рамках реализации проектной деятельности.
 
Мероприятия Этапы, сроки их выполнения Источники финансирования Исполнители
1 Разработка системы обучения   педагогов применению проектного метода в образовательном процессе 2015-2016   Без финансирования Заведующий, зам. зав. по    УВР
2 Создание проекта взаимодействия ДОУ и семьи, разработка мероприятий в рамках этого проекта по сопровождению и консультированию семей воспитанников 2015-2017   Без финансирования Заведующий, зам. зав. по УВР педагоги,    специалисты ДОУ
3 Разработка комплекта методических материалов  к практикуму «Инновационные формы взаимодействия с родителями. Совместные проекты» 2015-2016   Без финансирования Заведующий, зам. зав. по УВР педагоги,  специалисты
    4 Разработка системы проектов по всем возрастам в рамках реализации Образовательной программы, основываясь на комплексно-тематическом планировании, циклограмме праздничных мероприятий,  традиций ДОУ 2015 Без финансирования Заведующий, зам. зав. по УВР, педагоги, специалисты ДОУ
    5 Тренинг «Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в дошкольном учреждении» для начинающих педагогов 2015-2016 Без финансирования Заведующий, зам. зав. по УВР
     6 Практикум «Инновационные формы взаимодействия с родителями. Совместные проекты» 2015-2017 Без      финансирования Заведующий, зам. зав. по  УВР
7 Презентации «Формы взаимодействия педагогов и специалистов по реализации проектов»   2015-2017 Без финансирования  Заведующий,  зам. зав. по УВР, педагоги, специалисты ДОУ
   Ожидаемый результат:
  • методические разработки по обучению педагогов методам  проектной деятельности;
  • внедрение технологии проектирования детской деятельности во все структурные подразделения учреждения;
Социальный эффект:
  • обучение родителей взаимодействию с ребенком дома;
  • повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.
  Проект  «Информатизация дошкольного образования» Проблема: объективная необходимость в обработке большого объема управленческой и педагогической информации при осуществлении образовательного процесса ДОУ. Недооценка роли компьютерных технологий в решении данной проблемы. Цель: повышение уровня профессионального мастерства сотрудников дошкольного образовательного учреждения в   использовании информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Задачи: 1.  Разработать информационную модель управления  качеством дошкольного образования с применением компьютерных технологий.
  1. Создать  документооборот МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида
№ 76» с применением информационных технологий.
  1. Вовлечь родителей в построение индивидуального образовательного
маршрута ребенка через осуществление постоянного информирования.  
Мероприятия Этапы, сроки их выполнения Источники финансирования Исполнители
1 Приобретение проекционного оборудования 2015-2016 Внебюджетные средства Заведующий
2 Создание творческой группы по внедрению ИТК в образовательный процесс декабрь                2014 Заведующий, зам. зав. по  УВР, педагоги, специалисты ДОУ
3 Создание электронных документов в воспитательно- образовательном процессе (планирование, диагностики, отчеты, организация детской деятельности,  рабочие листы,      «портфолио» детей и педагогов т.д.) 2015-2016 Без финансирования Заведующий, зам зав. по УВР
4 Повышение квалификации педагогов на внешних курсах через систему интернет 2015-2017 Без финансирования Заведующий, зам зав. по УВР
5 Систематизация и хранение исследовательских и проектных работ, сопровождение портфолио ДОУ. 2015-2017 Без финансирования Заведующий, зам зав. по УВР
6 Участие в международных проектах и Всероссийских конкурсах  с использованием интернет - ресурсов 2015-2017 Внебюджетное финансирование Заведующий, зам зав. по УВР
7 Организация эффективного сетевого взаимодействия 2015-2017 Бюджетное финансирование Заведующий, зам зав. по УВР
8 Оснащение необходимым оборудованием: ноутбуки, интерактивная доска 2016-2017 Целевые средства, бюджетное финансирование Заведующий
  Ожидаемый результат:
  • подготовка методических рекомендаций по использованию ИКТ; разработка номенклатуры электронной документации образовательной деятельности в области педагогических технологий;
  • презентации о мероприятиях ДОУ и опыте работы педагогов; создание индивидуальных сайтов педагогов.
Социальный эффект:
  • преодоление дефицита учебно-методических материалов и повышение уровня компетентности педагогов;
  • участие в проектах города, области, страны;
  • улучшение качества реализации образовательной деятельности и распространение опыта работы на муниципальном и региональном уровнях;
  • информирование родителей о деятельности учреждения, достижениях ребенка и получение обратной связи.
  Проект  «Кадровая политика» Проблема: Недостаточность разработки механизма экспертизы инновационной и экспериментальной деятельности педагогов и локальных актов по повышению их квалификации. Цель: Формирование социального заказа на повышение квалификации педагогов. Задачи:
  1. Разработать системный подход к организации непрерывного образования сотрудников.
  2. Привлечь социальных партнёров для совместной работы по проекту «Кадровая политика».
  3. Повысить мотивацию педагогов для участия в конкурсном движении по инновационной деятельности.
 
№   Мероприятия проекта     Этапы, сроки их выполнения.   Источники финансирования   Исполнители
   1.   Изучение качества профессиональной деятельности кадров (руководящих, педагогических) 2015-2016 Без финансирования Заведующий, зам. зав. по УВР
  2.   Разработка диагностических карт профессионального мастерства и определение личных потребностей сотрудников в Проведении самоанализа обучения. 2016-2016 Без финансирования Зам. зав. по УВР, педагоги, специалисты  
  3.   Составление индивидуальных перспективных планов повышения квалификации педагогов 2015-2018 Внебюджетные средства Заведующий педагоги  
  4.   Обучение начинающих  педагогов современным технологиям взаимодействия со взрослыми и детьми (технологии проектирования, информационные технологии, технология «портфолио» и пр.) 2015-2017 Без финансирования   Заведующий зам. зав. по УВР
  5.   Организация обучения педагогов работе с детьми, имеющими ОВЗ, составлению индивидуальных маршрутов сопровождения развития воспитанников 2015-2017 Без финансирования   Зам. зав. по  УВР
   7.   Организация наставничества для профессионального становления молодых специалистов 2015-2017 Без финансирования   Заведующий, зам. зав. по  УВР
   8.   Подготовка и сопровождение аттестации педагогических и руководящих работников   2015-2017 Без финансирования   Заведующий зам. зав. по УВР
  Ожидаемый результат:
  • диагностические карты  профессионального мастерства по определению личных потребностей сотрудников в обучении;
  • перспективные планы повышения квалификации педагогов и других категорий работников ДОУ;
  • привлечение внебюджетных средств.
  • повышение уровня компетенции педагогов;
  • улучшение качества образования детей посредством участия сотрудников в конкурсном движении;
  • уменьшение процента текучести кадров в коллективе;
Социальный эффект:
  • улучшение материального состояния педагогов и психологического климата в коллективе.
  Целевая программа "Духовно-нравственное воспитание"   Проект «На круглой планете есть место всем на свете» Проблема: Изменения в обществе, социальные, политические и экономические противоречия влекут за собой обострение межличностных отношений, возникновение конфликтных ситуаций, которые ярко проявляются в общественной среде. Дети - непосредственные свидетели этих конфликтов. Необходимо с дошкольного возраста привить детям навыки в умении строить положительные взаимоотношения  со сверстниками и взрослыми. Цель: Формирование у дошкольников толерантного сознания и поведения, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважительного отношения к окружающим людям. Задачи: 1.   Определить формы и методы формирования толерантности в условиях дошкольного образовательного учреждения.
  1. Разработать модель формирования толерантного сознания у дошкольников, определив его критерии, уровни и механизмы развития. 3. Создать информационные, обучающие, игровые программы для методического обеспечения образовательного процесса, направленного на формирование толерантности у воспитанников ДОУ.
  2. Вовлекать родителей в среду формирования нравственно-патриотического сознания, противодействия любым формам экстремизма.
  3. Использовать сетевое взаимодействие для совместной работы.
  Проект «Социальное партнерство» Проблема: Развитие дошкольного образовательного учреждения на современном этапе не может быть эффективным без установления взаимовыгодного социального партнерства. Цель: Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего  поколения. Задачи: 1. Найти формы эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по вопросам оздоровления детей, семейного, духовно-нравственного воспитания.
  1. Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников.
  2. Формировать положительный имидж образовательного учреждения и социальных партнеров.
 
№   Социальный партнер Мероприятия   Ожидаемый продукт деятельности Социальный эффект
1 МБОУ «Средняя общеобразователь-ная школа № 46» (экскурсии, совместные праздники, посещение школьных постановок, выставок и др.)    Совместные мероприятия по реализации задач художественно-эстетического развития дошкольников Повышение уровня мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе.   Снижение порога тревожности при поступлении в 1-й класс.
2 Театры (драматический, ГТК), КГФ; Театр-студия «Малыш» и др.   Спектакли, театрализованные представления   Выставки рисунков   Обогащение социально-эмоциональной сферы детей
3 Центральная городская детская библиотека   Экскурсии, беседы,  посещение праздников, выставок, участие в конкурсах Выставки рисунков, детские рукописные книги   Обогащение познавательной сферы детей
4 МКУ «Научно-методический центр города Курска» Научное руководство    работой   Проекты Презентации Семинары Ярмарки Конкурсы Внедрение инновационных форм и методов в работу педагогов
5 Курский краеведческий музей   Экскурсии, выставка рисунков, поделок   Поделки, изготовленные под руководством педагогов, рисунки   Обогащение социально-эмоциональной сферы детей. Формирование навыков продуктивной деятельности
6 Школа юных пешеходов Участие в конкурсах Игры по станциям. Выставки детских работ Обогащение  знаний детей по ПДД, социально-эмоциональной сферы детей.
7 ЦД  «Ассоль» Участие в работе студии народного творчества     Выступления. Детские работы   Формирование духовно-нравственного воспитания, толерантности, обогащение социально-эмоциональной сферы детей.
8 Музей «Юные защитники Родины» Экскурсии, тематические беседы, участие в выставке рисунков   Нравственно-патриотическое воспитание
9 «Центр семейного чтения» Экскурсии, вечера семейного чтения, «Книжкина неделя» Конкурс  семейного рисунка, книжные выставки Воспитание интереса к книге, возрождение семейного чтения
10 Детская поликлиника № 7   Профилактические осмотры, противоэпидемические мероприятия Медицинские рекомендации, карты   Снижение числа пропусков детьми по болезни  
 
№   Мероприятия   Этапы, сроки их выполнения.   Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации программы Источники финансирования   Исполнители
1 Участие в городских мероприятиях, посвященных памятным датам 2015-2017   Без финансирования   Заведующий, зам. зав. по УВР, педагоги
2 Участие в городских конкурсах  творческих работ, игровых программах 2015-2017     Без финансирования   Зам. зав. по УВР, педагоги
3 Месячник по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 2015-2017     Без финансирования   Зам. зав. по УВР, педагоги
4  День толерантности 2015-2017   Без финансирования Зам. зав. по УВР, педагоги
5 Сотрудничество с ветеранскими организациями 2015-2017   Без финансирования   Зам. зав по УВР, педагоги
7 Участие в  конкурсе детского прикладного творчества, выставке творческих работ воспитанников ДОУ «Золотой ларец», «Наши таланты-родному краю» 2015-2017   Без финансирования   Зам. зав по УВР, педагоги
8 Праздничные мероприятия в рамках реализации проектов 2015-2017     Без финансирования  Зам. зав по УВР, педагоги
9 Создание творческой группы для разработки планирования духовно-нравственного воспитания  на основе материалов краеведения. 2015   Без финансирования Зам зав. по УВР, педагоги
10 Разработка экскурсионных маршрутов в музеи города Курска совместно с родителями воспитанников 2015   Без финансирования Зам. зав. по УВР, педагоги
11 Разработка критериев диагностики для определения уровня знаний детей по краеведению. 2015   Без финансирования Зам. зав. по УВР, педагоги
14 Подбор учебно-дидактических материалов по краеведению 2014-2015   Без финансирования Зам. зав. по УВР, педагоги, члены творческой группы
15 Проведение открытых мероприятий с использованием информационно-коммуникативных технологий по закреплению у детей знаний о Курском крае 2015-2017   Без финансирования Зам. зав. по УВР, педагоги
17 Привлечение потенциально заинтересованных партнеров (библиотека, МБОУ СОШ № 46, музеи, театры) 2015-2017   Без финансирования Зам. зав. по УВР, педагоги, ПДО  
18 Обобщение и распространение опыта педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию (методические рекомендации из опыта работы) 2015-2017   Без финансирования Зам. зав. по УВР, педагоги
  Ожидаемый результат:
  • разработка перспективного планирования по духовно-нравственному воспитанию  детей;
  • обобщение опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
  • разработка проектов «Люби и знай, свой Курский край».
Социальный эффект:
  • знакомство с историей и современной жизнью родного Курского края;
  • повышение уровня патриотического сознания педагогов и родителей;
  • привлечение общественных организаций как партнеров детского сада к совместному решению проблем нравственно-патриотического воспитания.
Целеваяпрограмма «Здоровый ребенок»   Проект «Здоровый ребенок – здоровая семья!» Проблема: Недостаточный уровень знаний родителей  вопросов, связанных  со здоровьем детей, формированием навыков здорового образа жизни ребенка в условиях современной семьи. Цель: Реализация системы мероприятий по воспитанию у детей навыков бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих, формирование у родителей ценностного подхода к организации здорового образа жизни в семье. Задачи:
  1. Создание комфортного психологического климата в детском коллективе, в коллективе ДОУ.
  2. Повышение грамотности родителей в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
  3. Обучение навыкам здоровье сбережения: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него.
  4. Формирование профессиональной позиции педагога, направленной на мотивацию здорового образа жизни, ответственности за своё собственное здоровье и здоровье воспитанников.
 
№   Мероприятия   Этапы, сроки их выполнения   Сведения об источниках, формах, механизмах привлечения финансовых, трудовых, материальных ресурсов для реализации программы Источники финансирования   Исполнители  
1 Разработка и  реализация направлений по обучению педагогов и специалистов сотрудничества с родителями по вопросам здоровье сбережения 2015-2017 В рамках работы семинаров Без финансирования Зам. зав. по УВР, педагог-психолог  
2 Обучение начинающих педагогов  формам общения с родителями 2015-2017     Без финансирования Педагог-психолог
3 Формирование системы использования здоровье сберегающих технологий в организации образовательного процесса 2015-2017   Без финансирования Зам. зав. по УВР, педагоги
4 Участие в городском методическом объединении по проблеме физического развития детей 2015-2017   Без финансирования Зам. зав. по УВР, педагоги
5 Городские соревнования «С папой шагать веселее!» 2015-2017   Без финансирования Зам. зав. по УВР, педагоги
6 Всероссийский конкурс по пропаганде здорового образа жизни среди участников образовательного процесса  ДОУ (интернет-конкурсы) 2015-2017   Без финансирования   Зам. зав. по УВР, педагоги
7 Городской конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» 2015-2017   Без финансирования Зам. зав. по УВР, педагоги
8 Подбор материалов и оформление информационных стендов для родителей в группах: «Будем здоровы», «Для мам и пап» 2015-2017   Без финансирования Педагоги  
9 Организовать работу семейного клуба: - экскурсии выходного дня; - музыкальные гостиные; - психологическое сопровождение по взаимодействию родителей с детьми 2015-2017   Без финансирования Зам. зав. по УВР, педагоги, педагог-психолог, музыкальный руководитель
10 Внедрение активных форм работы с семьей (мастер - классы, круглые столы, семинары-практикумы, консультации) по темам: «Виды массажа и их действие», «Дыхательно-звуковые упражнения», и т.д. Развитие разнообразных, эмоционально насыщенных способов вовлечения родителей в жизнь детского сада (создание условий для продуктивного общения детей и родителей на основе общего дела: семейные праздники, досуги, совместные кружки) 2015-2017 Организации соревнований, конкурсов плакатов по здоровому образу жизни   Без финансирования Зам. зав. по УВР, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре
11 Установление содержательных связей: - ДОУ города для изучения передового педагогического опыта -  кафедра  дошкольной педагогики - с другими социальными партнёрами. 2015-2017   Без финансирования   Зам. зав. по УВР  
12 Создание и обновление семейной странички в сети интернет «Здоровый ребенок-здоровая страна!» 2015-2017   Без финансирования Заведующий, зам. зав. по УВР
13 Создание системы эффективного контроля за внедрением в работу ДОУ здоровье сберегающих технологий 2015-2017     Без финансирования Заведующий, зам. зав. по УВР
14 Участие в работе круглого стола «Клуб отцов»  в отделе образования  Сеймского   округа города Курска 1015-2017     Социальный педагог
  Ожидаемый результат:
  • обеспечение преемственности и непрерывности психолого-педагогической работы между семьями воспитанников и дошкольным учреждением. Социальный эффект:
  • формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье;
  • возрождение традиций семейного воспитания здорового ребенка, укрепление внутрисемейных отношений, пропаганда здорового образа жизни, психолого-педагогическая помощь семье по данному направлению;
  • раннее формирование семейных ценностей у дошкольников;
  • повышение профессиональной компетенции  педагогов в процессе работы над проектом «Здоровый ребенок - здоровая страна!»;
  • распространение педагогического опыта по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
      Литература:
  1. Виноградов В.Н.  Программа развития образовательного учреждения как бизнес-план: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – СПб, 2006.
  2. Гайнутдинов Р.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры управления и экономики ИРО, Типичные ошибки и основные рекомендации по подготовке программы развития ОУ. Москва- 2011г.
  3. Каняшина О.А. Управление ДОУ в режиме развития.//Управление дошкольным образовательным учреждением 2007, № 4 с.17-30
  4. Климова С.М., Белых С.С. Концепция и программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации.- Сыктывкар, 2007 г.
  5. Кудашова Т.Ф., Феденчук Е.В., Штекляйн С.Н. Проектирование программы развития дошкольного образовательного учреждения.- Сыктывкар,2010 г.
  6. Корепанова М.В. Программа развития ДОУ: Методические рекомендации: ТЦ Сфера, 2007.- 80 с.
  7. Майер А.А.Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2008 г.
  8. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Детский сад Будущего: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2010 г.
  9. Микляева Н.В.- Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция/ М.:Айрис-пресс, 2006.
  10. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М. АРКТИ, 2006. -96 с.
  11. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном  учреждении. ФалюшинаЛ.И.:Пособие для руководителей ДОУ.-М.: АРКТИ,2003.
  12. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение: пособие для рук.и адм. Работников И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009. - 320 с.
   
  • Статистика сайта

    Яндекс.Метрика