Аннотация к адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития

Краткая презентация основной адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования  для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих  задержку психического развития Основная адаптированная общеобразовательная программа  для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития, является нормативно-управленческим документом  МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76». Программа  характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими ОВЗ, задержку психического развития и недоразвитие речи средне-тяжелой тяжести и нуждающихся в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» образовательная деятельность с детьми с задержкой психического развития осуществляется в группах, имеющих компенсирующую, комбинированную или общеразвивающую направленность. Программа разработана на основе: - «Федеральным законом об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 года N 273- ФЗ); - «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (СанПиН 2.4.1.3096-13); - «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (ФГОС ДО); - Конвенцией ООН о правах ребенка; - Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей; - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014); - Примерной адаптированной основной образовательной программой для детей с задержкой психического развития, зарегистрированной на сайте ФИРО /http:www.firo.ru\ - «Примерной программой коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищевой. - «Программой по подготовке к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ОВЗ  с 3 до 5лет, имеющих  задержку психического развития и нарушения речи средне-тяжёлой степени тяжести.  Программа направлена на воспитание общей культуры, развитие физических и интеллектуальных возможностей, формирование предпосылок учебной деятельности, коррекцию недостатков в физическом  и  психическом развитии детей. Программа обеспечивает образовательную деятельность по коррекции нарушений и социальной адаптации детей в группе общеразвивающей направленности с инклюзивным включением.  АОП материалы для организации коррекционно-развивающей работы с детьми в каждой возрастной группе в пяти образовательных областях:
  1. Физическое развитие
  2. Социально-коммуникативное развитие
  3. Речевое развитие
  4. Познавательной развитие
  5. Художественно-эстетическое развитие.
.  Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в разнообразных видах деятельности. Цели и задачи программы: Цель:проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально ориентированной на создание условий для развития ребенка с ОВЗ на основе личностно-ориентированного подхода, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Задачи:
  • создание ребенку с ЗПР возможностей для осуществления для осуществления деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного развития;
  • обеспечение охраны и укрепления здоровья;
  • коррекция негативных тенденций развития;
  • стимулирование и обогащение развития во всех видах детской деятельности;
  • профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе школьного обучения.
Программа направлена:
  1. На создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах детской деятельности.
  2. На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребёнку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, даёт возможность сформировать у детей все психические процессы. Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы: - полноценное проживание ребенком с ЗПР всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; -  содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; -  поддержка инициативы детей с ЗПР в различных видах деятельности; - сотрудничество детского сада с семьёй; -приобщение детей с ЗПР к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка с ЗПР в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования; - учет этнокультурной ситуации развития ребёнка с ЗПР. Особенности осуществления образовательного процесса: Участники образовательных отношений: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ.   Образовательная деятельность  в ДОУ осуществляется  на русском языке и  строится на адекватных дошкольному  возрасту формах и методах работы с детьми, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра. Образовательный процесс, организуемый в группе общеразвивающей направленности с включением инклюзии включает время, отведенное на: -  образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; - образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; - взаимодействие с семьями детей по реализации адаптированной основной образовательной программы ДОУ. Учебным планом предусмотрено следующее количество коррекционных занятий в неделю:  
Возраст детей   Фронтальные занятия Подгрупповые занятия Индивидуальные занятия
3-4 года Не менее 2-х раз в неделю Не менее 2 раз в неделю   Не менее 2-х раз в неделю
4-5 лет 3 раза в неделю   Не менее 3 раз в неделю   Не менее 3 раз в неделю  
  Педагогические условия для организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР: - своевременное обследование детей; -  рациональное составление расписания фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм коррекционно-развивающей деятельности; -  планирование индивидуальной работы с каждым ребенком; - наличие программного обеспечения и в соответствии с ним планов фронтальных форм коррекционно-развивающей деятельности; - оснащение процесса необходимым  оборудованием и наглядными пособиями; - совместная работа логопеда с воспитателями группы, узкими специалистами и родителями. Виды детской деятельности в рамках реализации основных задач Программы: - игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и другие виды игр; -  коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками во всех видах деятельности в режимных моментах); - познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними); - восприятие произведений  художественной литературы и произведений фольклорного жанра; - самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); -  конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и бросовый материал; - изобразительная (рисование, лепка, аппликация); -  музыкальная (восприятие музыкальных произведений, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения и др.); - двигательная (овладение основными видами  движений). Работа с семьей выстроена по следующим направлениям:
Направление деятельности по взаимодействию Формы взаимодействия
1 Изучение семьи и еѐ образовательных потребностей   Анкетирование, «социальный паспорт», наблюдение за процессом общения членов семьи, мониторинг потребностей.
2 Информирование Наглядно-текстовые материалы (визитки, стенды, буклеты, папки-передвижки). Дни открытых дверей, фотовыставки, индивидуальные беседы, родительскиесобрания. Официальный сайт МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76»E-mail: mdou76kursk@yandex.ru
3 Психолого-педагогическое просвещение   Родительские собрания, активные формы взаимодействия (круглые столы, конференции, мастер-классы), тематические папки-передвижки. МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76»E-mail: mdou76kursk@yandex.ru
4 Консультирование   Консультации специалистов, изучение нормативно-правовой базы в области семьи и детства
5 Вовлечение родителей в образовательный процесс   Создание совместных образовательных проектов, творческие выставки, культурно-досуговая деятельность детей и взрослых.
 
  • Статистика сайта

    Яндекс.Метрика