Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности для детей 5-7 лет «Умелые ручки»

АННОТАЦИЯ

к дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности для детей 5-7 лет

«Умелые ручки»

 Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 5-7 лет «Умелые ручки» (далее Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: -        Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. -         Конвенцией о правах ребенка. -        Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». -      Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03. -      Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». -       Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008). - Положением о  дополнительной общеразвивающей   программемуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 76». -    Уставом ДОУ. Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» рассчитана на два года обучения для детей 5 – 7 лет. С каждой возрастной группой занятия проводятся по подгруппам один раз в неделю (36 часов в год), продолжительность занятий составляет 25 мин. для первого года обучения и 30 мин. для второго года обучения. Данная программа разработана на основе авторских разработок: И.А. Лыковой - программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет «Цветные ладошки»; А.Н. Малышевой, Н.В. Ермолаевой «Аппликация в детском саду»; Л.В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду»; И.А. Лыковой «Художественный труд в ДОУ» (учебно-методическое пособие). Актуальность, педагогическая целесообразность программы. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, внести самостоятельную творческую деятельность. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (аппликация, поделки из различного материала). Придумывая что-то неповторимое, ребенок каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. Новизна программы Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей: яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира. Активное познание его создают предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности. Ручной художественный труд в дошкольном детстве является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, т.е. общего развития ребенка. Это и есть концептуальная основа данной программы.
  • Основная цель Программы - раскрытие творческих способностей каждого ребёнка, становление его индивидуальности, умение выразить себя и свои чувства через творчество, с учетом физиологических и психологических особенностей.
  • Задачи Программы:
Обучить:
  • основным приемам работы с разными материалами для творчества
  • передавать впечатления от окружающего
  • держать и работать ножницами
  • вырезать различные фигуры
  • работать с трафаретами
  • ориентироваться на плоскости листа
  • раскладывать готовые фигуры и элементы в соответствии с образцом в определенной последовательности
  • различать фигуры по их признакам и форме
  • составлять из фигуры изображение знакомых предметов
  • осваивать основные приемы в практических работах
Развить:
  • мелкую моторику рук, глазомер
  • творческую активность детей;
  • интерес работать с различными материалами
художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, внимание, пространственные представления, художественные способности
  • стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и выразительности; поддерживать личностное творческое начало
Воспитать:
  • усидчивость, терпение и аккуратность при выполнении практических работ
  • отзывчивость и сочувствие к игрушечным персоналам
  • самостоятельность при выполнении практических работ
  • любовь к окружающему миру
  • содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи;
  • воспитать эстетическое восприятие действительности, художественный вкус, трудолюбие;
  • содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи.
Занятия по художественному труду направлены на развитие творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Программа занятий построена таким образом, чтобы у детей развивались творческая активность, проявлялся интерес к занятием ручным трудом, формировались практические навыки. В программу занятий включены разделы с бумагой и пластилином в различных техниках исполнения: мозаика, аппликация, оригами, пластика, торцевание и др., что позволяет расширить представление детей о художественных возможностях этих материалов. Весь программный материал подобран с учетом развития и возрастного уровня детей дошкольного возраста. Главное место в обучении отведено практической работе, где дошкольники последовательно осваивают отдельные приемы изготовления поделок, приобретая навыки ручного труда. Большое внимание в программе уделяется бережному и экономному отношению к используемому материалу. Программа рассчитана не только на то, чтобы дать обучающимся необходимые знания и умения и научить детей с удовольствием мастерить, но и через занятия художественным трудом развить у детей интерес к другим предметам, гибкость мышления, логику, познакомиться с различными геометрическими фигурами, основными цветами, окружающими предметами. Для поддержания интереса к занятиям используются игровые ситуации, что способствует развитию детей, обеспечивает положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность. В программу занятий включены сказки, загадки и стихи, что помогает развить воображение, умение слушать и понимать собеседника, повысить познавательную активность и словарный запас. Для более успешного освоения материала на занятиях используются: наглядные средства обучения - образцы и готовые изделия. Используются различные формы и методы проведения занятий по предмету, которые могут строиться по следующему примерному плану: ­         Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, стихи; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи); ­         Объяснение нового материала и задачи занятия (рассматривание и ощупывание предмета, показ приемов изображения); ­         Самостоятельная работа; ­         Доработка работы дополнительными элементами (нужно обращать внимание детей на выразительные средства – правильно подобранные нужные цвета, интересные детали); ­         Рассматривание выполненных работ или экспресс - выставка работ и комментарии к ним. Во время каждого занятия проводятся физкультминутки, как форма отдыха во время малоподвижных занятий, а для удержания работоспособности - пальчиковые игры. Для активизации творческой активности детей на занятии используются индивидуальное и коллективное творчество, а также следующие методы и приемы:
  • наглядные (наблюдение, рассматривание иллюстраций, демонстрация, просмотр презентации);
  • словесные (рассказ, сказка, беседа, художественное слово, объяснение, вопросы);
  • практические (показ образца и выполнения последовательности работы, физкультминутки, педагогическая оценка);
  • игровые методы (создание игровой ситуации).
В результате достигается определенный уровень художественно-творческого развития детей, необходимый для последующих занятий на последующих ступенях образования.   Принципы и подходы к формированию Программы. - принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций; - принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени; -принципсистематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; -принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту; -принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; -принцип развивающего характера художественного образования; -принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей; -принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом; -принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов; -принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности; -принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности; -принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего); - принцип обогащения сенсорно чувственного опыта; - принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа; - принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости). В программе художественного воспитания дошкольников сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно: -формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей; -создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества; -ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения. 1.4. Условия успешной организации творческой деятельности: -насыщенная разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда; -создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе деятельности; -наличие образцов творческих работ, выполненных в различных техниках и материалах; -использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления массовых мероприятий, организация выставок, участие в конкурсах; -     полихудожественный подход; - интеграция художественно-продуктивной деятельности с другими видами детской активности (игра, конструирование, литература, музыка, театр); -   опыт сотворчества с педагогом, сверстниками; -вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми. 1.5. Формы организации учебной деятельности детей: - индивидуальные, подгрупповые. Формы работы  с детьми меняются в зависимости от поставленных задач. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий по художественному труду: словесные, наглядные,  практические,  устное изложение, показ видеоматериалов, иллюстраций,  беседы, объяснение,  показ педагогом приёмов работы с различными материалами для творчества. Методы обучения, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковые методы обучения (участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом); исследовательские методы обучения (овладение обучающихся методам научного познания, самостоятельной творческой работы).   Типы занятий по художественному труду: интегрированные, практические, диагностические, контрольные. Режим занятий: 1-й год обучения -1 раз в неделю по подгруппам 8-10 человек, продолжительность занятия 25 минут; 2-й год обучения - 1 раз в неделю по подгруппам 8-10 человек, продолжительность занятия 30 минут; В каникулярное время проводятся экскурсии, культурно-досуговая деятельность 2 раза в неделю – 24 часа или 1 раз в неделю-12 часов.  
  • Статистика сайта

    Яндекс.Метрика