АННОТАЦИЯ
к дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности для детей 5-7 лет
«Радуга»
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга» (далее Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - Конвенцией о правах ребенка. - Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03. - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008). - Положением о дополнительной общеразвивающей программемуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 76». Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга» разработана на основе авторских программ: И.А. Лыковой - программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет «Цветные ладошки»; Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Новизна и актуальность Программы. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира. Для ребенка одним из наиболее близких и понятных способов отображения и познания окружающего мира, во всем его многообразии, является рисование. Рисование – это естественная потребность ребёнка-дошкольника. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Начиная с раннего возраста, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках. Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей: яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира. Активное познание его создают предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности. Изобразительная деятельность в дошкольном детстве является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, т.е. общего развития ребенка. Это и есть концептуальная основа данной программы. Эстетическая деятельность ребенка-дошкольника - это духовно-практическая, эмоциональная активность человека, направленная на построение индивидуальной картины мира через создание художественных образов, установление гармоничных отношений с миром. Цель Программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения к окружающему миру и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Основные задачи:- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
- Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
- Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
- Развитие художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
- Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
- Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».
- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной, музыкальной, музыкально – ритмической и др. деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).