Аннотация к рабочей программе педагога-психолога

АННОТАЦИЯ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

 ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 Рабочая программа по психологическому сопровождению детей 2- 7 лет разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155), на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)  и  образовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 76». Рабочая программаопределяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных программ, психологическая экспертиза комфортности  и безопасности среды, психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 2 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ. Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по  основным  направлениям – физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса  образования. Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ. Цель программы:  определение основных направлений психологического сопровождения и реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: - предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка; - оказание  помощи (содействия) ребенку в решении актуальных задач развития. - повышение психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей (лиц, их заменяющих),  воспитанников и педагогов; - обеспечение психологическое сопровождения по разработке и реализации образовательных программ и программы развития ДОУ. Таким образом, решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому развитию, социально-личностному развитию, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.   Рабочая программа педагога-психолога разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  • Профессиональный стандарт педагога-психолога (2015);
  • Декларация прав ребенка ООН (1959);
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26;
  • Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
  • "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761);
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;
  • Уставом и нормативными  документами МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76» г. Курска;
Методическая основа для разработки программы:
  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,    М. А. Васильевой\ - МОЗАИКА-СИНТЕЗ.- М., 2014;
  • Глевицкая В.С. Организационно-методические аспекты деятельности педагога-психолога дошкольной организации \- Изд-во ООО «Учитель».- 2015;
  • Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника \ 2-е изд., доп. и перераб. - СПб: Речь.- 2005.
  • Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению\- Книголюб.- 2003;
  • Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе\ Прометей; Книголюб.- 2002;
  • АрцишевскаяИ.Л. А 88 Психологическийтренингдлябудущихпервоклассников: Конспекты занятий\ Книголюб. М.- 2008. - 72 с. (Психологическая служба);
  • Невзорова Н.И. «Запоминай-ка». Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-7 лет. \ Национальный книжный центр. М-2015;
  • Рабочая программа педагога-психолога ДОУ под ред. Ю.А.Афонькиной.
  Цели и задачи реализации программы   Цель деятельности педагога-психолога, реализующаяся в данной рабочей программе, - охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей. Задачи деятельности педагога-психолога: - определение индивидуальных образовательных потребностей детей; - предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников; - создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей.   Основные принципы формирования программы Основные принципы формирования программы педагога-психолога можно определить следующим образом:
  1. Интеграция, обеспечивающая полноту и целостность отражения разнородных элементов действительности в сознании ребенка, что позволяет ему создавать новое знание, а не просто продуцировать готовые знания, полученные от взрослого. В рабочей программе принцип интеграции реализуется через взаимопроникновение разных видов деятельности на основе качественно нового проектирования педагогической деятельности, обеспечивающей взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач в многообразных видах детской деятельности. Принцип интеграции основывается на положении об общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой деятельности, и на идеях о специфике развития ребенка-дошкольника (А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин). Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности детей и форм организации образовательного процесса соответствует характеру восприятия, понимания, воспроизведения и преобразования действительности, свойственному дошкольникам.
  2. Вариативность в отношении образовательных программ и свобода выбора образовательного маршрута, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса, что создает психолого-педагогические основания для личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка в образовательном процессе.
  3. Открытость системы дошкольного образования для обогащения культурообразующими составляющими, что придает результатам образования культуросозидающий смысл. Обогащение содержания детского развития за счет освоения ребенком культурных практик, приобретающих для него культуросозидающий смысл и приводящих, по мнению Н.А. Коротковой, к «разламыванию» диффузной инициативы ребенка на разные ее направления (сферы), а именно: игра и родственные ей виды деятельности (продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и коммуникативная практика), что противостоит традиционному разделению «игра – учебные занятия». Освоение детьми культурных практик приводит к дифференциации сфер инициативы ребенка: как созидающего волевого субъекта, творческого субъекта, исследователя, партнера по взаимодействию и собеседника. Такой подход позволяет сформировать важное психологическое новообразование дошкольного возраста – субъектную позицию. Важным моментом является сохранение субкультуры детства.
4.Целостность системы сопровождения. Все ступени дошкольного образования, начиная с младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп взаимосвязаны между собой. В итоге к концу дошкольного детства обеспечивается такой уровень развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении при обучении по программам начальной школы. 5.Сотрудничество детей и взрослых, а также, взрослых между собой (взаимодействие со специалистами и родителями) с учетом этнокультурной ситуации развития детей, а также, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Поле реализации принципов рабочей программы выстраивается в триаде: образовательная программа – образовательный маршрут – мониторинг качества образования (целевые ориентиры).    Основные подходы к формированию программы Основным подходом при создании рабочей программы с позиции психологизации стало положение А.В. Запорожца об амплификации детского развития. Амплификация в интерпретации В.Т. Кудрявцева означает содействие в превращении деятельности ребенка, заданной взрослым через систему культурных образцов, в детскую самостоятельность, направленную на творческое переосмысление этих образцов. «И в результате сама деятельность из «инструмента педагогического воздействия» трансформируется в средство саморазвития и самореализации своего субъекта-ребенка». Образование, следовательно, выступает средством не только развития, но и саморазвития ребенка-дошкольника.  
  • Статистика сайта

    Яндекс.Метрика