Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей 5-7 лет «Радуга»

  Содержание  
  1. Пояснительнаязаписка…………………………………………. 3-9
 
  1. Учебный план……………………………………………………. 10
 
  1. Содержание Программы…………………………………………10-12
 
  1. Методическое обеспечение Программы………………………..13-14
 
  1. Планируемые результаты………………………………………..14-16
       6.Список литературы……………………………………………….17                                                              
  1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: -        Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. -         Конвенцией о правах ребенка. -        Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». -      Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03. -      Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». -       Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008). - Положением о  дополнительной общеобразовательной  программемуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 76». Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Радуга» разработана на основе авторских программ: И.А. Лыковой - программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет «Цветные ладошки»; Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.   Новизна и актуальность программы. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира. Для ребенка одним из наиболее близких и понятных способов   отображения  и познания окружающего мира, во всем его многообразии, является рисование.   Рисование – это естественная потребность ребёнка-дошкольника. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Начиная с раннего возраста, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках. Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей: яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира. Активное познание его создают предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности. Изобразительная деятельность в дошкольном детстве является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, т.е. общего развития ребенка. Это и есть концептуальная основа данной программы. Эстетическая деятельность ребенка-дошкольника - это духовно-практическая, эмоциональная активность человека, направленная на построение индивидуальной картины мира через создание художественных образов, установление гармоничных отношений с миром. Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения к окружающему миру и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Основные задачи:
  1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
  2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
  3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
  4. Развитие художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
  5. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
  6. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
  7. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».
  Принципы и подходы к формированию Программы Общедидактические принципы формирования программы: ► принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций; ► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени; ► принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; ► принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; ► принцип развивающего характера художественного образования; ► принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей; ► принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом. ► принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности; ► принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего); ► принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта; ► принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений; ► принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа; ► принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).   Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
  • принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
  • принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной, музыкальной, музыкально – ритмической и др. деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
  • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
  • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
  • принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
  • принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
  • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Программа рассчитана на два года обучения:   Этапы разработки программы:
  • анализ образовательной ситуации и образовательных потребностей;
  • определение ценностно-целевых ориентиров образовательной деятельности;
  • изучение нормативных документов;
  • разработка программно-методического комплекта;
  • формирование структуры программы;
  • планирование и контроль образовательного процесса;
  • разработка критерий освоения программы.
Анализ образовательной ситуации и образовательных потребностей - важный и необходимый этап при разработке программы. Необходимо провести опрос родителей в форме бесед или анкетирования. В анкету включить вопросы, которые помогут определить востребованность услуг, время их проведения и т.д. Определение ценностно-целевых ориентиров - это основной обобщенный предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы и отражать основное направление образовательной деятельности по ней. Изучение нормативно-правовых документов. Разработка программы дополнительного образования предполагает тщательное изучение законодательных актов, нормативных документов, регламентирующих вопросы дошкольного образования, педагогической и методической литературы.   Возрастные особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. У детей в возрасте 5-7 лет формируется умение сосредоточенно рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений. Активно развиваются художественно-творческие способности. Дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, создают аппликации, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и к своим собственным. Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные средства в различном их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. У детей формируется интерес к красотеокружающегомира,  искусству, к занятиям различными видами художественно-творческой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью. Эстетическая жизнь ребенка замечательна своей универсальностью – и она отлична от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ребенку совершенно чужда черта, столь часто встречающиеся у взрослых: дитя не знает нашего сосредоточения на одном - двух видах искусства – оно любит все виды искусства. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в ее творческом характере: дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами. Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.   Педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей: 1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей; 2) создание развивающей среды для занятий изобразительной деятельностью; 3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения. Формы организации учебной деятельности детей: - индивидуальные, подгрупповые. Формы работы  с детьми меняются в зависимости от поставленных задач. Типы занятий: интегрированные, практические, диагностические, контрольные. Формы подведения итогов  и результатов освоения программы: открытые занятия, участие в творческих конкурсах, проведения контрольно-итоговых занятий, организация выставок, вернисажей и др.  Режим занятий: Программа предполагает проведение занятий по изобразительной деятельности в форме кружковой работы1 раз в неделю.Количество детей в изостудии – 15-20 человек.   Период обучения составляет 2 года: 1-ый год обучения -  для детей 5 -6 лет; 2-ой год обучения - для детей  6- 7 лет.   Продолжительность занятий: Старшая группа (5-6 лет) - 25 минут Подготовительная группа (6-7 лет) - 30 минут   Формы организации детской деятельности: - индивидуальная работа с детьми; - работа парами; - коллективная работа; - занятия в подгруппах по 8-12человек. Программа предусматривает разнообразные и доступные для детей данного возраста виды занятий: - рисование с натуры (игрушки); - рисование на заданные темы; - рисование по представлению; - рисование по памяти; - рассматривание  репродукций картин известных художников; предметов народно-прикладного творчества, беседы. В качестве учебно-дидактических пособий на занятиях используются: - детские работы, - игрушки, - репродукции  картин, рекомендованных основной общеобразовательной программой ДОУ; - иллюстрации книг; - предметы декоративно-прикладного творчества; - предметы быта (посуда и пр.); - объекты окружающей природы и др.   Учебный план по реализации программы в группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет)  
п/п Наименование разделов Количество часов в год
1 Предметное рисование 6
2 Сюжетное рисование 7
3 Рисование по представлению 5
4 Декоративное рисование 6
5 Рисование-экспериментирование 6
6 Рисование с элементами аппликации 6
            Учебный план по реализации программы в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет)  
п/п Наименование разделов Количество часов в год
1 Предметное рисование 5
2 Сюжетное рисование 6
3 Рисование по представлению 5
4 Декоративное рисование 7
5 Рисование-экспериментирование 7
6 Рисование с элементами аппликации 6
 
  1. Содержание программы
Программа реализуется в течение всего календарного года и составляет не менее 48 недель: - учебные недели – 34 недели; - каникулярное время  - 14 недель (1 раз в неделю-12 часов). При разработке учебно-тематического плана Программы учитываются летние  и зимние каникулы. В каникулярное  время совместная деятельность с детьми по художественно-эстетическому направлению проводится в следующих формах: - организация  выставок-вернисажей; - посещение музеев, выставок; -культурно-досуговая деятельность (праздники, развлечения); - организация творческих конкурсов.   Учебный план по реализации программы в группах старшего дошкольного возраста (5-7 лет)  
Возрастная группа Количество часов в неделю Количество часов в месяц Количество часов в год
Старшая группа (5-6 лет) 1 4 36
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) 1 4 36
  В процессе каждого вида изобразительной деятельности в процессе работы над определенной темой реализуется комплекс взаимосвязанных задач:
  • Знакомство дошкольников с разными видами искусств (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура).
  • Обогащение содержания изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста: выбор сюжетов о семье, общественных и природных явлениях.
  • Совершенствование изобразительных умений во всех видах художественной деятельности.
  • Формирование представлений о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело, ткачество и ковроделие).
  • Создание условий для свободного, самостоятельного , разнопланового экспериментирования с художественными материалами.
  • Совершенствование техники рисования гуашевыми красками (смешивание, чтобы получить новые цвета и оттенки), акварелью, сангиной, восковыми мелками, пастелью и др.
  • Развитие умения уверенно пользоваться кистью, используя разные приемы: рисование всем ворсом, способом примакивания, создание декоративных узоров концом кисти и т.д.
  • Обучение умению передачи характерных признаков объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций детских книг и энциклопедий; отражать в своих работах обобщённые представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года).
  • Развитие композиционных умений: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости; создавать композицию в зависимости от сюжета; располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями; изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры; выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию - эскиз, набросок, композиционная схема.
  • Развитие умения самостоятельно определять замысел исохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (грустный человек или весёлый сказочный персонаж, добрый или злой и т.д.).
  • Стимулирование желания и умения ребенка самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно - гуашь, для предварительных набросков или эскизов - уголь или простой карандаш).
  • Поощрение в создании образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям, использование различных материалов (гуаши, акварели, пастели и др.) с учетом присущих им художественных свойств, выбор средств, соответствующих замыслу, экспериментирование с материалами и средствами изображения.
  • Развитие умения координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа (плавные движения при создании пластичного образа из глины, широкие движения кистью в коллективной композиции).
Программный материал подобран с учетом нарастания сложности информации и заданий. Основная форма организации образовательной деятельности - игровая, которая обеспечивает устойчивость произвольного внимания и поддержание познавательного интереса на протяжении всей деятельности, дает возможность каждому ребенку проявить самостоятельное творчество в изобразительной деятельности. В процессе работы над определенной темой того или иного раздела Программы интегрируются различные виды деятельности детей: игровая, познавательная, речевая, двигательная. Важной особенностью Программы является то, что в тематике многих занятий присутствует региональный компонент: народное творчество, природные особенности родного края и др.  
  1. Методическое обеспечение Программы
Программно-методическое обеспечение занятий кружка по художественному трудус детьми старшего дошкольного возраста включает: а) мотивационный компонент (осознание потребности в художественно-творческой деятельности, постановка целей, возникновение интереса к занятиям художественным трудом, развитие познавательной мотивации); б) когнитивный компонент - привлечение знаний о сущности художественно-творческой задачи и путях её решения (инициирование процесса творческого освоения культурных практик, способность к активному освоению разноаспектного художественного опыта, к самостоятельной, активной творческой деятельности, а на этой основе- к личностному росту и саморазвитию); в) технологический компонент - теоретическое и методическое обеспечение процесса становления художественно-творческих способностей, умений дошкольников (постановка образовательных задач, повторение предыдущего и подача нового материала, объяснение способов творческой деятельности, создание занимательной игровой атмосферы, атмосферы сотворчества, обязательное подведение итогов и др. Разработка программно-методического комплекта и  обоснование его выбора  осуществляется по следующим критериям: а) соответствие цели и задачам программы; б) соответствие требованиям к психолого-педагогическим условиям реализации программы. Методы эстетического воспитания: -  метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания; -  метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной   отзывчивости   на прекрасное в окружающем мире; -  метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре); -  метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса; -  метод разнообразной художественной практики; -  метод сотворчества (с педагогом, сверстниками); -  метод необыденных творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности; -  метод эвристических и поисковых ситуаций.   Дидактические материалы: - разработки конспектов,  бесед, экскурсий, конкурсов, открытых занятий и т.д.; - авторскими методиками проведения занятий; методическими рекомендациями по организации условийдля реализации программы; - наглядно-дидактическими  материалами (иллюстрации, технологические карты, произведения декоративно-прикладного и изобразительного творчества, народного творчества, тематические альбомы); - учебно-методическая, детская  художественная и справочная литература. Программа«Радуга» обеспечена  различными видами  учебно-методической  продукции: - разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, открытых занятий и т.д.; - авторскими методиками проведения занятий; методическими рекомендациями по организации условийдля реализации программы; - наглядно-дидактическими  материалами (иллюстрации, технологические карты, альбомы); - учебно-методическая, детская  художественная и справочная литература; Материалы  и оборудование для работы с детьми
Наименованиеигрушек, материала иоборудования
Доска для рисования
Стенд для анализа детских Работ по рисованию и аппликации
Стенд для работ по лепке
мольберт
РИСОВАНИЕ
Графитный карандаш
Цветные карандаши 6 цветов
Набор 12 цветов
Ретушь – угольный карандаш (1 набор)
Сангина ( в коробке 20 шт.)
Цветные восковые мелки (коробка на ребенка)
Пастель (набор)
Гуашь
Акварель (коробка)
Розетки для красок, клея
Подставки для кистей
Палитра для составления красок
Салфетки для кистей
Кисти круглые, мягкие для рисования
Мел для рисования на доске (коробка)
АППЛИКАЦИЯ
Ножницы
Кисти щетинные
Салфетки из ткани
Пластина для намазывания форм клеем
Подносы для бумаги
 
  1. Планируемые результатыосвоения Программы
Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития личности ребенка, его воображения, способности к изобразительному творчеству и в сохранении интереса к занятиям. К концу обучения: - сформированы представления о видах изобразительного искусства; -дети знают о средствах художественной выразительности (форма, цвет, композиция); - умеют получать новые цвета и оттенки; - сформированы умения в изображении человека и животных в движении; умеют давать оценку своей работе и работе товарищей; - проявляют индивидуальность и творчество - умеют использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы. - знают особенности изобразительных материалов - знают имена и работы наиболее известных художников -знают разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство. - называют основные выразительные средства. - высказывают эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.          Критерии оценки результатов по освоению Программы детьми 5-7 лет Для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью определены следующие критерии: - умение смешивать гуашевые краски для получения новых цветов и оттенков - легко и уверенно пользоваться кистью (умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора  всем ворсом кисти или концом) -  умело рисовать акварельными красками, достигать цветового решения в изображении одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков - умение пользоваться приемами рисования простым карандашом, пастелью, цветными мелками, углем, сангиной - умение в передаче цвета, формы - умение  располагать изображение на листе.
  1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности:
  • искренность, непосредственность;
  • увлеченность, интерес;
  • творческое воображение;
  • проявление специфических способностей.
  1. Характеристика качества способов творческой деятельности:
  • применение собственного опыта в новых условиях;
  • самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа;
  • нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребенка;
  • создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.
  1. Характеристика качества продукта детской творческой деятельности:
  • нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа;
  • соответствие результатов художественно-творческой деятельности элементарным художественным требованиям;
  • проявление индивидуального «почерка» как особой манеры исполнения и характера образа;
  • На основе выделенных критериев определены уровни развития изобразительной деятельности:
Высокий уровень- ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии. Средний уровень- ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии. Низкий уровень - ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии. Формы подведения итогов  и результатов освоения программы: открытые занятия, участие в творческих конкурсах, проведения контрольно-итоговых занятий, организация выставок, вернисажей и др.  Список литературы:
  1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.: Просвещение, 1988.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.
  3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ Академия, 1997.
  4. Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.
  5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.
  6. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. -М.: Просвещение, 1999.
  7. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  9. Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
  10. Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  11. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду (программа и конспекты занятий). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  12. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма освоения социального опыта. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. - М., 1981.
  13. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  14. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994.
  15. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1992.
  16. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956.
  17. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М.: Просвещение, 2003.
  18. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.-М.:ВЛАДОС, 2001.
  19. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»-М.: Творческий центр СФЕРА, 2007.
 
  • Статистика сайта

    Яндекс.Метрика