Содержание
- Пояснительнаязаписка…………………………………………. 3-9
- Учебный план……………………………………………………. 10
- Содержание Программы…………………………………………10-12
- Методическое обеспечение Программы………………………..13-14
- Планируемые результаты………………………………………..14-16
6.Список литературы……………………………………………….17
- Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Конвенцией о правах ребенка.
- Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03.
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).
- Положением о дополнительной общеобразовательной программемуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 76».
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Радуга» разработана на основе авторских программ:
И.А. Лыковой - программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет «Цветные ладошки»;
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
Новизна и актуальность программы.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Для ребенка одним из наиболее близких и понятных способов отображения и познания окружающего мира, во всем его многообразии, является рисование. Рисование – это естественная потребность ребёнка-дошкольника. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Начиная с раннего возраста, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей: яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира. Активное познание его создают предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности.
Изобразительная деятельность в дошкольном детстве является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, т.е. общего развития ребенка. Это и есть концептуальная основа данной программы.
Эстетическая деятельность ребенка-дошкольника - это духовно-практическая, эмоциональная активность человека, направленная на построение индивидуальной картины мира через создание художественных образов, установление гармоничных отношений с миром.
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения к окружающему миру и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
- Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
- Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
- Развитие художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
- Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
- Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».
Принципы и подходы к формированию Программы
Общедидактические принципы формирования программы:
► принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
► принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
► принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
► принцип развивающего характера художественного образования;
► принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
► принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
► принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
► принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
► принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
► принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
► принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
► принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной, музыкальной, музыкально – ритмической и др. деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Программа рассчитана на два года обучения:
Этапы разработки программы:
- анализ образовательной ситуации и образовательных потребностей;
- определение ценностно-целевых ориентиров образовательной деятельности;
- изучение нормативных документов;
- разработка программно-методического комплекта;
- формирование структуры программы;
- планирование и контроль образовательного процесса;
- разработка критерий освоения программы.
Анализ образовательной ситуации и образовательных потребностей - важный и необходимый этап при разработке программы. Необходимо провести опрос родителей в форме бесед или анкетирования. В анкету включить вопросы, которые помогут определить востребованность услуг, время их проведения и т.д.
Определение ценностно-целевых ориентиров - это основной обобщенный предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы и отражать основное направление образовательной деятельности по ней.
Изучение нормативно-правовых документов. Разработка программы дополнительного образования предполагает тщательное изучение законодательных актов, нормативных документов, регламентирующих вопросы дошкольного образования, педагогической и методической литературы.
Возрастные особенности художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
У детей в возрасте 5-7 лет формируется умение сосредоточенно рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.
Активно развиваются художественно-творческие способности. Дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, создают аппликации, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и к своим собственным.
Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные средства в различном их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства.
У детей формируется интерес к красотеокружающегомира, искусству, к занятиям различными видами художественно-творческой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью.
Эстетическая жизнь ребенка замечательна своей универсальностью – и она отлична от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ребенку совершенно чужда черта, столь часто встречающиеся у взрослых: дитя не знает нашего сосредоточения на одном - двух видах искусства – оно любит все виды искусства.
Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в ее творческом характере: дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.
Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла.
Педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей:
1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
2) создание развивающей среды для занятий изобразительной деятельностью;
3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Формы организации учебной деятельности детей:
- индивидуальные, подгрупповые.
Формы работы с детьми меняются в зависимости от поставленных задач.
Типы занятий: интегрированные, практические, диагностические, контрольные.
Формы подведения итогов и результатов освоения программы:
открытые занятия, участие в творческих конкурсах, проведения контрольно-итоговых занятий, организация выставок, вернисажей и др.
Режим занятий:
Программа предполагает проведение занятий по изобразительной деятельности в форме кружковой работы1 раз в неделю.Количество детей в изостудии – 15-20 человек.
Период обучения составляет 2 года:
1-ый год обучения - для детей 5 -6 лет;
2-ой год обучения - для детей 6- 7 лет.
Продолжительность занятий:
Старшая группа (5-6 лет) - 25 минут
Подготовительная группа (6-7 лет) - 30 минут
Формы организации детской деятельности:
- индивидуальная работа с детьми;
- работа парами;
- коллективная работа;
- занятия в подгруппах по 8-12человек.
Программа предусматривает разнообразные и доступные для детей данного возраста виды занятий:
- рисование с натуры (игрушки);
- рисование на заданные темы;
- рисование по представлению;
- рисование по памяти;
- рассматривание репродукций картин известных художников; предметов народно-прикладного творчества, беседы.
В качестве учебно-дидактических пособий на занятиях используются:
- детские работы,
- игрушки,
- репродукции картин, рекомендованных основной общеобразовательной программой ДОУ;
- иллюстрации книг;
- предметы декоративно-прикладного творчества;
- предметы быта (посуда и пр.);
- объекты окружающей природы и др.
Учебный план по
реализации программы в группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
№
п/п |
Наименование разделов |
Количество часов в год |
1 |
Предметное рисование |
6 |
2 |
Сюжетное рисование |
7 |
3 |
Рисование по представлению |
5 |
4 |
Декоративное рисование |
6 |
5 |
Рисование-экспериментирование |
6 |
6 |
Рисование с элементами аппликации |
6 |
Учебный план по
реализации программы в группе старшего дошкольного возраста
(6-7 лет)
№
п/п |
Наименование разделов |
Количество часов в год |
1 |
Предметное рисование |
5 |
2 |
Сюжетное рисование |
6 |
3 |
Рисование по представлению |
5 |
4 |
Декоративное рисование |
7 |
5 |
Рисование-экспериментирование |
7 |
6 |
Рисование с элементами аппликации |
6 |
- Содержание программы
Программа реализуется в течение всего календарного года и составляет не менее 48 недель:
- учебные недели – 34 недели;
- каникулярное время - 14 недель (1 раз в неделю-12 часов).
При разработке учебно-тематического плана Программы учитываются летние и зимние каникулы. В каникулярное время совместная деятельность с детьми по художественно-эстетическому направлению проводится в следующих формах:
- организация выставок-вернисажей;
- посещение музеев, выставок;
-культурно-досуговая деятельность (праздники, развлечения);
- организация творческих конкурсов.
Учебный план по
реализации программы в группах старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Возрастная группа |
Количество часов в неделю |
Количество часов в месяц |
Количество часов в год |
Старшая группа
(5-6 лет) |
1 |
4 |
36 |
Подготовительная к школе группа
(6-7 лет) |
1 |
4 |
36 |
В процессе каждого вида изобразительной деятельности в процессе работы над определенной темой реализуется комплекс взаимосвязанных задач:
- Знакомство дошкольников с разными видами искусств (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура).
- Обогащение содержания изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста: выбор сюжетов о семье, общественных и природных явлениях.
- Совершенствование изобразительных умений во всех видах художественной деятельности.
- Формирование представлений о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело, ткачество и ковроделие).
- Создание условий для свободного, самостоятельного , разнопланового экспериментирования с художественными материалами.
- Совершенствование техники рисования гуашевыми красками (смешивание, чтобы получить новые цвета и оттенки), акварелью, сангиной, восковыми мелками, пастелью и др.
- Развитие умения уверенно пользоваться кистью, используя разные приемы: рисование всем ворсом, способом примакивания, создание декоративных узоров концом кисти и т.д.
- Обучение умению передачи характерных признаков объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций детских книг и энциклопедий; отражать в своих работах обобщённые представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года).
- Развитие композиционных умений: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости; создавать композицию в зависимости от сюжета; располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями; изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры; выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию - эскиз, набросок, композиционная схема.
- Развитие умения самостоятельно определять замысел исохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (грустный человек или весёлый сказочный персонаж, добрый или злой и т.д.).
- Стимулирование желания и умения ребенка самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно - гуашь, для предварительных набросков или эскизов - уголь или простой карандаш).
- Поощрение в создании образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям, использование различных материалов (гуаши, акварели, пастели и др.) с учетом присущих им художественных свойств, выбор средств, соответствующих замыслу, экспериментирование с материалами и средствами изображения.
- Развитие умения координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа (плавные движения при создании пластичного образа из глины, широкие движения кистью в коллективной композиции).
Программный материал подобран с учетом нарастания сложности информации и заданий. Основная форма организации образовательной деятельности - игровая, которая обеспечивает устойчивость произвольного внимания и поддержание познавательного интереса на протяжении всей деятельности, дает возможность каждому ребенку проявить самостоятельное творчество в изобразительной деятельности.
В процессе работы над определенной темой того или иного раздела Программы интегрируются различные виды деятельности детей: игровая, познавательная, речевая, двигательная.
Важной особенностью Программы является то, что в тематике многих занятий присутствует региональный компонент: народное творчество, природные особенности родного края и др.
- Методическое обеспечение Программы
Программно-методическое обеспечение занятий кружка по художественному трудус детьми старшего дошкольного возраста включает:
а) мотивационный компонент (осознание потребности в художественно-творческой деятельности, постановка целей, возникновение интереса к занятиям художественным трудом, развитие познавательной мотивации);
б) когнитивный компонент - привлечение знаний о сущности художественно-творческой задачи и путях её решения (инициирование процесса творческого освоения культурных практик, способность к активному освоению разноаспектного художественного опыта, к самостоятельной, активной творческой деятельности, а на этой основе- к личностному росту и саморазвитию);
в) технологический компонент - теоретическое и методическое обеспечение процесса становления художественно-творческих способностей, умений дошкольников (постановка образовательных задач, повторение предыдущего и подача нового материала, объяснение способов творческой деятельности, создание занимательной игровой атмосферы, атмосферы сотворчества, обязательное подведение итогов и др.
Разработка программно-методического комплекта и обоснование его выбора осуществляется по следующим критериям:
а) соответствие цели и задачам программы;
б) соответствие требованиям к психолого-педагогическим условиям реализации программы.
Методы эстетического воспитания:
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
- метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
- метод разнообразной художественной практики;
- метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);
- метод необыденных творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
- метод эвристических и поисковых ситуаций.
Дидактические материалы:
- разработки конспектов, бесед, экскурсий, конкурсов, открытых занятий и т.д.;
- авторскими методиками проведения занятий; методическими рекомендациями по организации условийдля реализации программы;
- наглядно-дидактическими материалами (иллюстрации, технологические карты, произведения декоративно-прикладного и изобразительного творчества, народного творчества, тематические альбомы);
- учебно-методическая, детская художественная и справочная литература.
Программа«Радуга» обеспечена различными видами учебно-методической продукции:
- разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, открытых занятий и т.д.;
- авторскими методиками проведения занятий; методическими рекомендациями по организации условийдля реализации программы;
- наглядно-дидактическими материалами (иллюстрации, технологические карты, альбомы);
- учебно-методическая, детская художественная и справочная литература;
Материалы и оборудование для работы с детьми
Наименованиеигрушек, материала иоборудования |
Доска для рисования |
Стенд для анализа детских
Работ по рисованию и аппликации |
Стенд для работ по лепке |
мольберт |
РИСОВАНИЕ |
Графитный карандаш |
Цветные карандаши 6 цветов |
Набор 12 цветов |
Ретушь – угольный карандаш (1 набор) |
Сангина ( в коробке 20 шт.) |
Цветные восковые мелки (коробка на ребенка) |
Пастель (набор) |
Гуашь |
Акварель (коробка) |
Розетки для красок, клея |
Подставки для кистей |
Палитра для составления красок |
Салфетки для кистей |
Кисти круглые, мягкие для рисования |
Мел для рисования на доске (коробка) |
АППЛИКАЦИЯ |
Ножницы |
Кисти щетинные |
Салфетки из ткани |
Пластина для намазывания форм клеем |
Подносы для бумаги |
- Планируемые результатыосвоения Программы
Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития личности ребенка, его воображения, способности к изобразительному творчеству и в сохранении интереса к занятиям.
К концу обучения:
- сформированы представления о видах изобразительного искусства;
-дети знают о средствах художественной выразительности (форма, цвет, композиция);
- умеют получать новые цвета и оттенки;
- сформированы умения в изображении человека и животных в движении;
умеют давать оценку своей работе и работе товарищей;
- проявляют индивидуальность и творчество
- умеют использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
- знают особенности изобразительных материалов
- знают имена и работы наиболее известных художников
-знают разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
- называют основные выразительные средства.
- высказывают эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.
Критерии оценки результатов по освоению Программы детьми 5-7 лет
Для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью определены следующие критерии:
- умение смешивать гуашевые краски для получения новых цветов и оттенков
- легко и уверенно пользоваться кистью (умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом)
- умело рисовать акварельными красками, достигать цветового решения в изображении одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков
- умение пользоваться приемами рисования простым карандашом, пастелью, цветными мелками, углем, сангиной
- умение в передаче цвета, формы
- умение располагать изображение на листе.
- Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности:
- искренность, непосредственность;
- увлеченность, интерес;
- творческое воображение;
- проявление специфических способностей.
- Характеристика качества способов творческой деятельности:
- применение собственного опыта в новых условиях;
- самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа;
- нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребенка;
- создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.
- Характеристика качества продукта детской творческой деятельности:
- нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа;
- соответствие результатов художественно-творческой деятельности элементарным художественным требованиям;
- проявление индивидуального «почерка» как особой манеры исполнения и характера образа;
- На основе выделенных критериев определены уровни развития изобразительной деятельности:
Высокий уровень- ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.
Средний уровень- ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.
Низкий уровень - ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.
Формы подведения итогов и результатов освоения программы:
открытые занятия, участие в творческих конкурсах, проведения контрольно-итоговых занятий, организация выставок, вернисажей и др.
Список литературы:
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.: Просвещение, 1988.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ Академия, 1997.
- Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. -М.: Просвещение, 1999.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду (программа и конспекты занятий). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма освоения социального опыта. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. - М., 1981.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994.
- Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1992.
- Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956.
- Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М.: Просвещение, 2003.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.-М.:ВЛАДОС, 2001.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»-М.: Творческий центр СФЕРА, 2007.