Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей 5-7 лет «Умелые ручки»

                Содержание  
  1. Пояснительнаязаписка…………………………………………. 3-9
 
  1. Учебный план……………………………………………………. 10
 
  1. Содержание Программы…………………………………………10-12
 
  1. Методическое обеспечение Программы………………………..13-14
 
  1. Планируемые результаты………………………………………..14-16
       6.Список литературы……………………………………………….17                                                              
  1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: -        Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. -         Конвенцией о правах ребенка. -        Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». -      Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03. -      Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». -       Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008). - Положением о  дополнительной общеобразовательной  программемуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 76». -    Уставом ДОУ. Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» рассчитана на два года обучения для детей 5 – 7 лет. С каждой возрастной группой занятия проводятся по подгруппам один раз в неделю (36 часов в год), продолжительность занятий составляет 25 мин. для первого года обучения и 30 мин. для второго года обучения. Данная программа разработана на основе авторских разработок: И.А. Лыковой - программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7лет «Цветные ладошки»; А.Н. Малышевой, Н.В. Ермолаевой «Аппликация в детском саду»; Л.В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду»; И.А. Лыковой «Художественный труд в ДОУ» (учебно-методическое пособие). Актуальность, педагогическая целесообразность программы. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, внести самостоятельную творческую деятельность. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (аппликация, поделки из различного материала). Придумывая что-то неповторимое, ребенок каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. Новизна программы Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей: яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира. Активное познание его создают предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности. Ручной художественный труд в дошкольном детстве является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, т.е. общего развития ребенка. Это и есть концептуальная основа данной программы.
  • Основная цель программы - раскрытие творческих способностей каждого ребёнка, становление его индивидуальности, умение выразить себя и свои чувства через творчество, с учетом физиологических и психологических особенностей.
  • Задачи программы:
Обучить:
  • основным приемам работы с разными материалами для творчества
  • передавать впечатления от окружающего
  • держать и работать ножницами
  • вырезать различные фигуры
  • работать с трафаретами
  • ориентироваться на плоскости листа
  • раскладывать готовые фигуры и элементы в соответствии с образцом в определенной последовательности
  • различать фигуры по их признакам и форме
  • составлять из фигуры изображение знакомых предметов
  • осваивать основные приемы в практических работах
Развить:
  • мелкую моторику рук, глазомер
  • творческую активность детей;
  • интерес работать с различными материалами
художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, внимание, пространственные представления, художественные способности
  • стремление самостоятельно сочетать знакомые техники для придания продукту детского творчества еще большей индивидуальности и выразительности; поддерживать личностное творческое начало
Воспитать:
  • усидчивость, терпение и аккуратность при выполнении практических работ
  • отзывчивость и сочувствие к игрушечным персоналам
  • самостоятельность при выполнении практических работ
  • любовь к окружающему миру
  • содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи;
  • воспитать эстетическое восприятие действительности, художественный вкус, трудолюбие;
  • содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи.
Занятия по художественному труду направлены на развитие творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Программа занятий построена таким образом, чтобы у детей развивались творческая активность, проявлялся интерес к занятием ручным трудом, формировались практические навыки. В программу занятий включены разделы с бумагой и пластилином в различных техниках исполнения: мозаика, аппликация, оригами, пластика, торцевание и др., что позволяет расширить представление детей о художественных возможностях этих материалов. Весь программный материал подобран с учетом развития и возрастного уровня детей дошкольного возраста. Главное место в обучении отведено практической работе, где дошкольники последовательно осваивают отдельные приемы изготовления поделок, приобретая навыки ручного труда. Большое внимание в программе уделяется бережному и экономному отношению к используемому материалу. Программа рассчитана не только на то, чтобы дать обучающимся необходимые знания и умения и научить детей с удовольствием мастерить, но и через занятия художественным трудом развить у детей интерес к другим предметам, гибкость мышления, логику, познакомиться с различными геометрическими фигурами, основными цветами, окружающими предметами. Для поддержания интереса к занятиям используются игровые ситуации, что способствует развитию детей, обеспечивает положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность. В программу занятий включены сказки, загадки и стихи, что помогает развить воображение, умение слушать и понимать собеседника, повысить познавательную активность и словарный запас. Для более успешного освоения материала на занятиях используются: наглядные средства обучения - образцы и готовые изделия. Используются различные формы и методы проведения занятий по предмету, которые могут строиться по следующему примерному плану: ­         Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, стихи; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи); ­         Объяснение нового материала и задачи занятия (рассматривание и ощупывание предмета, показ приемов изображения); ­         Самостоятельная работа; ­         Доработка работы дополнительными элементами (нужно обращать внимание детей на выразительные средства – правильно подобранные нужные цвета, интересные детали); ­         Рассматривание выполненных работ или экспресс - выставка работ и комментарии к ним. Во время каждого занятия проводятся физкультминутки, как форма отдыха во время малоподвижных занятий, а для удержания работоспособности - пальчиковые игры. Для активизации творческой активности детей на занятии используются индивидуальное и коллективное творчество, а также следующие методы и приемы:
  • наглядные (наблюдение, рассматривание иллюстраций, демонстрация, просмотр презентации);
  • словесные (рассказ, сказка, беседа, художественное слово, объяснение, вопросы);
  • практические (показ образца и выполнения последовательности работы, физкультминутки, педагогическая оценка);
  • игровые методы (создание игровой ситуации).
В результате достигается определенный уровень художественно-творческого развития детей, необходимый для последующих занятий на последующих ступенях образования.   1.3. Принципы и подходы к формированию программы. -принцип культуросообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций; - принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени; -принципсистематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; -принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту; -принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; -принцип развивающего характера художественного образования; -принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей; -принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом; -принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов; -принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности; -принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности; -принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего); - принцип обогащения сенсорно чувственного опыта; - принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа; - принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости). В программе художественного воспитания дошкольников сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно: -формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей; -создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества; -ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения. 1.4. Условия успешной организации творческой деятельности: -насыщенная разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда; -создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе деятельности; -наличие образцов творческих работ, выполненных в различных техниках и материалах; -использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления массовых мероприятий, организация выставок, участие в конкурсах; -     полихудожественный подход; - интеграция художественно-продуктивной деятельности с другими видами детской активности (игра, конструирование, литература, музыка, театр); -   опыт сотворчества с педагогом, сверстниками; -вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми. 1.5. Формы организации учебной деятельности детей: - индивидуальные, подгрупповые. Формы работы  с детьми меняются в зависимости от поставленных задач. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятий по художественному труду: словесные, наглядные,  практические,  устное изложение, показ видеоматериалов, иллюстраций,  беседы, объяснение,  показ педагогом приёмов работы с различными материалами для творчества. Методы обучения, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковые методы обучения (участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом); исследовательские методы обучения (овладение обучающихся методам научного познания, самостоятельной творческой работы).   Типы занятий по художественному труду: интегрированные, практические, диагностические, контрольные. Режим занятий: 1-й год обучения -1 раз в неделю по подгруппам 8-10 человек, продолжительность занятия 25 минут; 2-й год обучения - 1 раз в неделю по подгруппам 8-10 человек, продолжительность занятия 30 минут; В каникулярное время проводятся экскурсии, культурно-досуговая деятельность 2 раза в неделю – 24 часа или 1 раз в неделю-12 часов.   Формы подведения итогов  и результатов освоения программы: открытые занятия, участие в творческих конкурсах, проведения контрольно-итоговых занятий и др.   Этапы разработки программы:
  • анализ образовательной ситуации и образовательных потребностей;
  • определение ценностно-целевых ориентиров образовательной деятельности;
  • изучение нормативных документов;
  • разработка программно-методического комплекта;
  • формирование структуры программы;
  • планирование и контроль образовательного процесса;
  • разработка критерий освоения программы.
Анализ образовательной ситуации и образовательных потребностей - важный и необходимый этап при разработке программы. Необходимо провести опрос родителей в форме бесед или анкетирования. В анкету включить вопросы, которые помогут определить востребованность услуг, время их проведения и т.д. Определение ценностно-целевых ориентиров - это основной обобщенный предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы и отражать основное направление образовательной деятельности по ней. Изучение нормативно-правовых документов. Разработка программы дополнительного образования предполагает тщательное изучение законодательных актов, нормативных документов, регламентирующих вопросы дошкольного образования, педагогической и методической литературы.    
  1. Учебный план занятий с детьми 5-6 лет
№ п/п Наименование разделов Кол-во часов
1 Художественное конструирование из различных материалов 7
2 Декоративно-оформительская деятельность 8
3 Художественное экспериментирование и моделирование 7
4 Моделирование из различных пластических материалов(тестопластика, бумагопластика, глина, пластилин и   др.) 7
5 Дизайн-деятельность 7
Итого часов: 36 часов
  Учебный план занятий с детьми 6-7 лет  
№ п/п Наименование разделов Кол-во часов
1 Художественное конструирование из различных материалов 6
2 Декоративно-оформительская деятельность 8
3 Художественное экспериментирование и моделирование 7
4 Моделирование из различных пластических материалов(тестопластика, бумагопластика, глина, пластилин и   др.) 7
5 Дизайн-деятельность 8
Итого часов: 36 часов
 
  1. Содержание Программы
Структурной особенностью программы дополнительного образования «Умелые ручки» является  тематическое планирование. Планируя работу кружка, педагог выбирает для каждой темы различные формы  работы (фронтальную, подгрупповую, индивидуальную) с учетом специфики развития ребенка-дошкольника, материальной оснащенности педагогического процесса. В программе представлены различные разделы, основными из которых являются:
  • Художественное конструирование из различных материалов
  • Декоративно-оформительская деятельность
  • Художественное экспериментирование и моделирование
  • Моделирование из различных пластических материалов(тестопластика, бумагопластика, глина, пластилин и др.)
  • Дизайн-деятельность
Так, в содержание раздела по художественному конструированию из различных материалов входит творческая деятельность детей, связанная с практическим освоением действий с бросовым и природным материалом, бумагой, пластиком, различной проволокой, текстилем, бисером и т.п. Декоративно-оформительская деятельность  знакомит детей со способами оформления различных коллажей по мотивам народных промыслов, способами изготовления декоративных украшений и др. Художественное экспериментирование и моделирование – деятельность детей по изготовлению оригинальных игрушек и украшений из фольги, проволоки различными способами (сминание, скручивание, свивание, скатывание, теснение, оборачивание и т.). Дизайн-деятельностьпредполагает интеграцию различных видов художественно-творческой деятельности дошкольников (художественное конструирование, рисование, лепка, аппликация, чеканка, декоративная роспись, коллаж, художественное экспериментирование и др.). Нетрадиционные виды организации детской деятельности в ходе занятий по художественному труду представлены: - игропластикой; - пальчиковой гимнастикой; - подвижными играми: - играми – путешествиями. На реализацию программы в группах для детей 5-6 лет (1-ый год обучения) отводится следующие количество часов по разделам:  
Художественное конструирование из различных материалов 6
Декоративно-оформительская деятельность 8
Художественное экспериментирование и моделирование 7
Моделирование из различных пластических материалов 7
Дизайн-деятельность 7
  для детей  6-7 лет (2-ой год обучения):
Художественное конструирование из различных материалов 6
Декоративно-оформительская деятельность 8
Художественное экспериментирование и моделирование 7
Моделирование из различных пластических материалов 7
Дизайн-деятельность 8
  Итого:1-й год обучения -36 часов; 2-й год обучения- 36 часов Общее количество часов, отведенных учебным планом на изучение полного курса, составляет 72 часа: В каникулярное время проводятся экскурсии, культурно-досуговая деятельность 2 раза в неделю - 24 часа или 1 раз в неделю-12 часов. Особенности организации деятельности детей в рамках общеобразовательной программы определены направленностью дополнительных образовательных планов. Это работа кружков с объединением детей определенного возраста, разного численного состава. Кружок - объединение группы лиц с общими интересами для постоянных совместных занятий, решения предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности.Занятия в кружке предполагают разнообразие по  содержанию детской деятельности (ритмопластика, творческие задания, задания на ориентировку, упражнения  тренировочного  характера, разучивание и повторение  танцев); по методам  работы с дошкольниками (беседы в форме вопросов и ответов, прослушивание и  разбор  музыки, показ  педагогом  движений,  повторение пройденногоматериала, музыкальные и хороводные игры,  танцевальные  импровизации). Все темы занятий кружка подобраны по принципу нарастания сложности творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть программы на последующие годы реализации, с учетом интересов и возможностей детей, пожеланий родителей. Численный состав кружка определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей в режиме дня в вечернее время; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм.Кружковая работа проводятся с подгруппой детей (8-10 человек) старшего дошкольного возраста (5-7 лет) 1 раз в неделю. Длительность занятий  25 - 30 минут после дневного сна. Занятия кружка  не дублируют занятия общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной творческой деятельности через язык танца в процессе систематических занятий с  постепенным усложнением,  постоянной корректировкой учебных задач, игровых приемов,  Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка, создать положительную мотивацию к учебной деятельности, «запустить» механизм саморазвития и дальнейшую самореализацию в творческой деятельности.  
  1. Методическое обеспечение Программы
Программно-методическое обеспечение занятий кружка по художественному трудус детьми старшего дошкольного возраста включает: а) мотивационный компонент (осознание потребности в художественно-творческой деятельности, постановка целей, возникновение интереса к занятиям художественным трудом, развитие познавательной мотивации); б) когнитивный компонент - привлечение знаний о сущности художественно-творческой задачи и путях её решения (инициирование процесса творческого освоения культурных практик, способность к активному освоению разноаспектного художественного опыта, к самостоятельной, активной творческой деятельности, а на этой основе- к личностному росту и саморазвитию); в) технологический компонент - теоретическое и методическое обеспечение процесса становления художественно-творческих способностей, умений дошкольников (постановка образовательных задач, повторение предыдущего и подача нового материала, объяснение способов творческой деятельности, создание занимательной игровой атмосферы, атмосферы сотворчества, обязательное подведение итогов и др. Разработка программно-методического комплекта и  обоснование его выбора  осуществляется по следующим критериям: а) соответствие цели и задачам программы; б) соответствие требованиям к психолого-педагогическим условиям реализации программы. Программа«Умелые ручки» обеспечена  различными видами  учебно-методической  продукции: - разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, открытых занятий и т.д.; - авторскими методиками проведения занятий; методическими рекомендациями по организации условийдля реализации программы; - наглядно-дидактическими  материалами (иллюстрации, технологические карты, альбомы); - учебно-методическая, детская  художественная и справочная литература;   Материально-техническое обеспечение:
  • Столы- 20
  • Стулья-22
  • Мольберты- 4
  • Стеллажи для детских работ- 2
  • Столы хохломские – 4
  • Предметы декоративно-прикладного творчества- 35
  • Скульптуры малых форм- 12
  • Репродукции картин художников-117
  • Иллюстрации к сказкам
  • Магнитная доска - 1
  • Технологические карты по лепке, рисованию, конструированию
  • Учебно-методическая литература
  • Дидактические игры
  • Изобразительные материалы: бумага, картон, пластилин, краски (гуашь, акварель), бросовый материал, нитки, пастель, цветные мелки, фольга и т.п.)
  • Дидактический стол- 1
  Материалы  и инструменты для работы с детьми
  • Природный материал: палочки, крылатки клена, ракушки, желуди, скорлупа грецких орехов и т.д.
  • Бумага: чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная.
  • Картон : цветной, тонкий, упаковочный.
  • Открытки, салфетки, фантики.
  • Ткань, иголка, дырокол.
  • Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий.
  • Цветная пряжа для изготовления поделок из помпончиков.
  • Вата, поролон, капрон для набивки игрушек.
  • Бросовый материал: коробка картонная, стеклянная бутылка оригинальной формы, капсулы киндер-сюрпризов, кусочки фетра, драпа, поролона, кожи, ткани, проволоки, спички т.п.
  • Клей ПВА и «Момент».
  • Ножницы, кисточки, карандаши, ножницы, линейки, гуашь и пр.
  • Карандаши простые и цветные, краски, гуашь, кисти необходимы для росписи изделий.
  • Пассатижи (или плоскогубцы и кусачки) для расщепления и откусывания металлической проволоки.
  • Электрический утюг для разглаживания ткани и соломки.
  1. Планируемые результатыосвоения программы
Первый год обучения - смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений - цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи. Второй год обучении- это пространство и среда, выразительность разных сторон окружающей жизни и разных видов искусства, возможность передачи образными художественными средствами различных особенностей окружающего мира, проявление волевых усилий в ситуации выбора, способность без помощи взрослого находить способы и средства для реализации своего замысла. Качество и результативность обучения по данной общеобразовательной программе отслеживается в ходе контроля: Виды контроля: -        фронтальный -        взаимоконтроль -        самоконтроль -        индивидуальный Формы контроля: -        собеседование с детьми и родителями - постоянно -        анкетирование родителей -1раза в год -        открытые занятия Формы подведения итогов: -  участие в праздниках, творческих выставкахДОУ -  участие в массовых мероприятиях художественно-творческой направленности на городском, региональном и выше уровнях   6.Показатели оценки художественно-творческого развития детей дошкольного возраста (методика Казаковой Т.С., Лыковой И.А.)
  1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности:
  • искренность, непосредственность;
  • увлеченность, интерес;
  • творческое воображение;
  • проявление специфических способностей.
  1. Характеристика качества способов творческой деятельности:
  • применение собственного опыта в новых условиях;
  • самостоятельность в нахождении способов (приемов) создания образа;
  • нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребенка;
  • создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.
  1. Характеристика качества продукта детской творческой деятельности:
  • нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа;
  • соответствие результатов художественно-творческой деятельности элементарным художественным требованиям;
  • проявление индивидуального «почерка» как особой манеры исполнения и характера образа.
Критерии  оценки: высокий уровень - самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира, в декоративно -оформительской деятельности создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначение, понимает способ и последовательность действий, на достаточном уровне владеет приемами работы с разными материалами; средний уровень - проявляет интерес к занятиям художественным трудом, но в разных видах творческой деятельности в процессе работы с разными материалами действует в основном при помощи и по инициативе взрослого, испытывает затруднения в работе с инструментами и материалами; низкий уровень -не проявляет интереса к творческой деятельности, всегда действует по инициативе и с помощью взрослого; критический  уровень-  (редко  встречаемая  оценка) - негативное  отношение  к  художественно-продуктивной деятельности. Обычно  это  связано  с  отклонениями  в  здоровье  ребенка  или  с  педагогической  запущенностью  (чаще  по  вине  семьи).  Список литературы:  
  1. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду». Учебно-методическое пособие.- М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010.
  2. Журналы «Цветной мир» М.: Издательский дом «Цветной мир».
  3. Андреева Р.П., «Расписные самоделки», Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000.
  4. Гульянц З.К., Базик И.Л. «Что можно сделать из природного материала», М.: «Просвещение», 1991.
  5. Гульянц З.К. «Учите детей мастерить», М.: “Просвещение”, 1979.
  6. Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М.: «Просвещение», 2002.
  7. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М.: «Просвещение», 1990.
  8. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим», М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2007.
  9. Машинистов В.Г., Романина В.И. «Дидактический материал по трудовому обучению», М.: «Просвещение», 1991.
  10. Комарова Т.С. Детское художественное творчество,М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2006
  11. Гризик Т.И. Умные пальчики,М.: “Просвещение”, 2007.
  12. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера», 2009.
  13. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010.
  14. Лыкова И.А.Лепим с папой. М.: «Карапуз-Дидактика», 2007.
  15. Загадки для малышей. Животные, растения, природные явления. Ярославль: Академия развития, 2006.
  16. «Веселая деревня». Модели из картона и проволоки. ООО «Издательство «Аркаим», 2004.
  17. «Посмотрите, что я умею!» Идеи для детского творчества. ООО «Издательство «Аркаим», 2004.
  18. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Издательство «Мозаика-Синтез»- М. 2007.
   
  • Статистика сайта

    Яндекс.Метрика