АННОТАЦИЯ
к дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Ритмическая мозаика»
для детей 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Ритмическая мозаика» разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273«Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»;
Положения о дополнительной общеобразовательной программе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 76», Устава ДОУ.
Сегодня дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ независимо от осваиваемой или основной образовательной программы.
Дополнительное образование в отличие от образовательного процесса, не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях и характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, опытнический, исследовательский, прикладной и др.) и форм образовательных объединений (кружок, мастерская, студия, клуб, школа, лаборатория, секция и др.).
Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности.
Дополнительное образование наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога.
Дополнительная общеобразовательная программахудожественной направленности «Ритмическая мозаика» разработана для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лети являетсярезультатом опыта работы детского сада в области ритмики и хореографии.
Танец - это один из основных способов выражения человеческих эмоций. С помощью разнообразных танцевальных упражнений детям легче понять и выразительно передать характер музыки, ее темп, динамику, ритм. Танец способствует эмоциональному и физическому развитию детей-дошкольников, правильному восприятию музыки, пониманию ее стилей и жанров.
Актуальность программы определяет танцевально-ритмическая гимнастика и нетрадиционные виды упражнений, которые наиболее доступны детям, привлекательны и эффективны для развития психологического и физического здоровья детей.Простые общеразвивающие упражнения и танцевальные движения благотворно воздействуют на опорно-двигательный аппарат ребенка, сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления художественно-творческой деятельности детей как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и адаптированы для дошкольников через игровую форму и сюжетную линию проведения занятий.
Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что она дает возможность пробудить у детей интерес к занятиям танцами как в учебной, так и в свободной самостоятельной деятельности, а также обеспечить укрепление физического и психического здоровья дошкольников.
Цель программы:
Создание условий для творческой самореализации детей дошкольного возраста, приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям средствами музыкально-хореографического искусства.
Эта цель подразумевает решение триединой задачи: обучение, воспитание и развитие через формирование у детей новых понятий и способов действий, системы научных и специальных знаний; формирование духовно-нравственного мировоззрения и системы общечеловеческих ценностей; развитие индивидуальности ребенка, всех сущностных сфер его личности (интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, эмоциональной и др.).
Задачи:
- Обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности.
- Разработать содержание дополнительного образования, соответствующего современным требованиям.
- Создать условия для эмоционального благополучия ребёнка, укрепления физического и психического здоровья детей в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители.
- Развивать творческие способности детей дошкольного возраста.
- Развивать интерес детей к творческой деятельности через организацию кружковой работы.
- Развивать конструктивное сотрудничество с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка - дошкольника.
- Развитие творческого потенциала и самовыражения ребенка через искусство танца.
- Воспитывать нравственно-коммуникативные качества личности ребенка: умение общаться и правильно выстраивать взаимоотношения с участниками образовательного процесса.
Принципиальные основы Программы
Работа по формированию гармонично развитой творческой личности через кружковую работу построена
на основе следующих принципов:
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
- Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач путем использования в работе активных методов и форм обучения.
- Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание условий для эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс.
- Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным действиям; «открытие новых знаний».
- Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов деятельности, типов творческих заданий, материалов и др.
- Индивидуализация образовательного маршрута: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка и группы в целом.
- Принцип взаимного сотрудничества: общение с ребенком на доброжелательной и доверительной основе.
- Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
Хореографическое образование подразумевает формирование хореографических основ. Под хореографическими основами детей старшего дошкольного возраста нами понимается интегративное качество, образованное системой ключевых (основных) и знаний, умений и навыков дошкольника, которые п обеспечивают успешную реализацию его хореографической деятельности.
Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагог учитывает:
- интересы детей к профилю кружка;
- добровольность его выбора детьми;
- возрастные особенности детей;
- реализацию воспитательных и образовательных задач в единстве с основной образовательной программой детского сада;
- ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника (игровая деятельность) и выстраивание на его основе содержания дополнительного образования;
- комфортность обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности;
- соблюдение норм нагрузки на ребенка.
Педагогическими условиями реализации задач становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста являются:
а) учет специфики и разнообразия типов хореографический занятий; применение танцевального репертуара, основанного на сюжетно-игровом и образном принципе с учетом его художественно-воспитательной ценности, увлекательности, доступности и соответствия возрастным и тендерным особенностям;
б) использование движений различных направлений хореографического искусства (классического, народного, историко-бытового, бального и современного танцев) для формирования хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста;
в) учет педагогических принципов становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста (положительной мотивации хореографической деятельности, культуросообразности, сотрудничества).
Все разделы программы объединяет игровой метод, который придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игровая ритмика, игровая гимнастика и игровой танец.
Формы организации учебной деятельности детей:
- индивидуальные, фронтальные, групповые, подгрупповые.
Формы работы с детьми меняются в зависимости от поставленных задач.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия по ритмике: словесные, наглядные, практические, устное изложение, показ видеоматериалов, иллюстраций, беседа, объяснение, показ педагогом приёмов исполнения, тренировочные упражненияи др.
Методы обучения, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
частично-поисковые методы обучения (участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом); исследовательские методы обучения (овладение обучающихся методам научного познания, самостоятельной творческой работы).
Типы занятий по ритмике: комбинированные, теоретические, практические, диагностические, контрольные, репетиционные, тренировочные и др.
Режим занятий:
1-й год обучения -2 раза в неделю по 25 минут;
2-й год обучения- 2 раза в неделю по 30 минут.
В каникулярное время проводятся экскурсии, культурно-досуговая деятельность 2 раза в неделю – 24 часа или 1 раз в неделю-12 часов.
Структурной особенностью программы дополнительного образования «Ритмическая мозаика» является тематическое планирование. Планируя работу кружка, педагог выбирает для каждой темы различные формы работы (фронтальную, подгрупповую, индивидуальную) с учетом специфики развития ребенка-дошкольника, материальной оснащенности педагогического процесса.
В программе представлены различные разделы, основными из которых являются:
- танцевально-ритмическая гимнастика;
- нетрадиционные виды упражнений;
- креативная гимнастика;
- начальная хореографическая подготовка;
- музыкально-подвижные игры;
- психогимнастика.
Все темы занятий кружка подобраны по принципу нарастания сложности творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть программы на последующие годы реализации, с учетом интересов и возможностей детей, пожеланий родителей.
Численный состав кружка определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей в режиме дня в вечернее время; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм.Кружковая работа проводятся с группой или подгруппой детей (8-10 человек) старшего дошкольного возраста (5-7 лет) 2 раза в неделю. Длительность занятий 25 - 30 минут после дневного сна. Занятия кружка не дублируют занятия общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной творческой деятельности через язык танца в процессе систематических занятий с постепенным усложнением, постоянной корректировкой учебных задач, игровых приемов, Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка, создать положительную мотивацию к учебной деятельности, «запустить» механизм саморазвития и дальнейшую самореализацию в творческой деятельности.
Формы подведения итогов:
- оформление выставочного стенда в ДОУ;
- участие в городских танцевальных конкурсах;
- выступления на детских праздниках и других формах культурно- досуговой деятельности, родительских собраниях;
- проведение открытых занятий.
Содержание
Пояснительнаязаписка…………………………………………. 3-8
Учебный план……………………………………………………. 9
Содержание Программы…………………………………………9 -11
Методическое обеспечение Программы………………………..11-13
Планируемые результаты………………………………………..13-15
Список литературы……………………………………………….16
- Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Ритмическая мозаика» разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:
Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273«Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29 декабря 2012 года № 189; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»;
Положения о дополнительной общеобразовательной программе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 76», Устава ДОУ.
Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.
Сегодня дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ независимо от осваиваемой или основной образовательной программы.
Дополнительное образование в отличие от образовательного процесса, не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях и характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, опытнический, исследовательский, прикладной и др.) и форм образовательных объединений (кружок, мастерская, студия, клуб, школа, лаборатория, секция и др.).
Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности.
Дополнительное образование наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога.
Дополнительная общеобразовательная программахудожественной направленности «Ритмическая мозаика» разработана для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лети являетсярезультатом опыта работы детского сада в области ритмики и хореографии.
Танец - это один из основных способов выражения человеческих эмоций. С помощью разнообразных танцевальных упражнений детям легче понять и выразительно передать характер музыки, ее темп, динамику, ритм. Танец способствует эмоциональному и физическому развитию детей-дошкольников, правильному восприятию музыки, пониманию ее стилей и жанров.
Актуальность программы определяет танцевально-ритмическая гимнастика и нетрадиционные виды упражнений, которые наиболее доступны детям, привлекательны и эффективны для развития психологического и физического здоровья детей.Простые общеразвивающие упражнения и танцевальные движения благотворно воздействуют на опорно-двигательный аппарат ребенка, сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления художественно-творческой деятельности детей как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и адаптированы для дошкольников через игровую форму и сюжетную линию проведения занятий.
Педагогическая целесообразность программы определяется тем, что она дает возможность пробудить у детей интерес к занятиям танцами как в учебной, так и в свободной самостоятельной деятельности, а также обеспечить укрепление физического и психического здоровья дошкольников.
Цель программы:
Создание условий для творческой самореализации детей дошкольного возраста, приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям средствами музыкально-хореографического искусства.
Эта цель подразумевает решение триединой задачи: обучение, воспитание и развитие через формирование у детей новых понятий и способов действий, системы научных и специальных знаний; формирование духовно-нравственного мировоззрения и системы общечеловеческих ценностей; развитие индивидуальности ребенка, всех сущностных сфер его личности (интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, эмоциональной и др.).
Задачи:
- Обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности.
- Разработать содержание дополнительного образования, соответствующего современным требованиям.
- Создать условия для эмоционального благополучия ребёнка, укрепления физического и психического здоровья детей в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители.
- Развивать творческие способности детей дошкольного возраста.
- Развивать интерес детей к творческой деятельности через организацию кружковой работы.
- Развивать конструктивное сотрудничество с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка - дошкольника.
- Развитие творческого потенциала и самовыражения ребенка через искусство танца.
- Воспитывать нравственно-коммуникативные качества личности ребенка: умение общаться и правильно выстраивать взаимоотношения с участниками образовательного процесса.
Принципиальные основы Программы
Работа по формированию гармонично развитой творческой личности через кружковую работу построена
на основе следующих принципов:
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
- Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач путем использования в работе активных методов и форм обучения.
- Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание условий для эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс.
- Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным действиям; «открытие новых знаний».
- Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов деятельности, типов творческих заданий, материалов и др.
- Индивидуализация образовательного маршрута: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка и группы в целом.
- Принцип взаимного сотрудничества: общение с ребенком на доброжелательной и доверительной основе.
- Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
Хореографическое образование подразумевает формирование хореографических основ. Под хореографическими основами детей старшего дошкольного возраста нами понимается интегративное качество, образованное системой ключевых (основных) и знаний, умений и навыков дошкольника, которые п обеспечивают успешную реализацию его хореографической деятельности.
Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагог учитывает:
- интересы детей к профилю кружка;
- добровольность его выбора детьми;
- возрастные особенности детей;
- реализацию воспитательных и образовательных задач в единстве с основной образовательной программой детского сада;
- ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника (игровая деятельность) и выстраивание на его основе содержания дополнительного образования;
- комфортность обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности;
- соблюдение норм нагрузки на ребенка.
Педагогическими условиями реализации задач становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста являются:
а) учет специфики и разнообразия типов хореографический занятий; применение танцевального репертуара, основанного на сюжетно-игровом и образном принципе с учетом его художественно-воспитательной ценности, увлекательности, доступности и соответствия возрастным и тендерным особенностям;
б) использование движений различных направлений хореографического искусства (классического, народного, историко-бытового, бального и современного танцев) для формирования хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста;
в) учет педагогических принципов становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста (положительной мотивации хореографической деятельности, культуросообразности, сотрудничества).
Все разделы программы объединяет игровой метод, который придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игровая ритмика, игровая гимнастика и игровой танец.
Формы организации учебной деятельности детей:
- индивидуальные, фронтальные, групповые, подгрупповые.
Формы работы с детьми меняются в зависимости от поставленных задач.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия по ритмике: словесные, наглядные, практические, устное изложение, показ видеоматериалов, иллюстраций, беседа, объяснение, показ педагогом приёмов исполнения, тренировочные упражненияи др.
Методы обучения, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
частично-поисковые методы обучения (участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом); исследовательские методы обучения (овладение обучающихся методам научного познания, самостоятельной творческой работы).
Типы занятий по ритмике: комбинированные, теоретические, практические, диагностические, контрольные, репетиционные, тренировочные и др.
Режим занятий:
1-й год обучения -2 раза в неделю по 25 минут;
2-й год обучения- 2 раза в неделю по 30 минут.
В каникулярное время проводятся экскурсии, культурно-досуговая деятельность 2 раза в неделю – 24 часа или 1 раз в неделю-12 часов.
Формы подведения итогов и результатов освоения Программы:
открытые занятия, концерты, участие в конкурсах, проведения контрольно-итоговых занятий и др.
Этапы разработки программы:
- анализ образовательной ситуации и образовательных потребностей;
- определение ценностно-целевых ориентиров образовательной деятельности;
- изучение нормативных документов;
- разработка программно-методического комплекта;
- формирование структуры программы;
- планирование и контроль образовательного процесса;
- разработка критерий освоения программы.
Анализ образовательной ситуации и образовательных потребностей - важный и необходимый этап при разработке программы. Необходимо провести опрос родителей в форме бесед или анкетирования. В анкету включить вопросы, которые помогут определить востребованность услуг, время их проведения и т.д.
Определение ценностно-целевых ориентиров - это основной обобщенный предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы и отражать основное направление образовательной деятельности по ней.
Изучение нормативно-правовых документов. Разработка программы дополнительного образования предполагает тщательное изучение законодательных актов, нормативных документов, регламентирующих вопросы дошкольного образования, педагогической и методической литературы.
- Учебный план
Учебный план занятий с детьми
5-6 лет
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество
часов |
1
2
3
4
5 |
Хореографические упражнения
Танцевальные шаги
Общие танцы
Пальчиковая гимнастика
Музыкально-подвижные игры по ритмике |
5
2
20
3
6 |
Итого часов: |
36 |
Учебный план занятий с детьми
6-7 лет
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество
часов |
1
2
3
4
5 |
Хореографические упражнения
Танцевальные шаги
Общие танцы
Пальчиковая гимнастика
Музыкально-подвижные игры по ритмике |
10
4
40
6
12 |
Итого часов: |
72 |
- Содержание Программы
Структурной особенностью программы дополнительного образования «Ритмическая мозаика» является тематическое планирование. Планируя работу кружка, педагог выбирает для каждой темы различные формы работы (фронтальную, подгрупповую, индивидуальную) с учетом специфики развития ребенка-дошкольника, материальной оснащенности педагогического процесса.
В программе представлены различные разделы, основными из которых являются:
- танцевально-ритмическая гимнастика;
- нетрадиционные виды упражнений;
- креативная гимнастика;
- начальная хореографическая подготовка;
- музыкально-подвижные игры;
- психогимнастика.
Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы:
- игроритмика,
- игрогимнастика,
- игротанец,
- танцевальная аэробика.
Нетрадиционные виды упражнений представлены:
- игропластикой,
- пальчиковой гимнастикой,
- музыкально-подвижными играми,
- играми - путешествиями.
Раздел креативной гимнастики включает:
- музыкально-творческие игры,
- специальные задания.
Раздел начальной хореографической подготовки включает:
-азы ритмики,
-азбука классического танца,
-народного танца,
-несложные элементы историко-бытовых и бальных танцев.
На реализацию программы в группах для детей 5-6 лет (1-ый год обучения) отводится следующие количество часов по разделам:
- Хореографические упражнения-5
- Танцевальные шаги-2
- Общие танцы-20
- Пальчиковая гимнастика-3
- Музыкально-подвижные игры по ритмике-6;
для детей 6-7 лет (2-ой год обучения):
- Хореографические упражнения-10
- Танцевальные шаги-4
- Общие танцы-40
- Пальчиковая гимнастика-6
- Музыкально-подвижные игры по ритмике-12
Итого: 1-й год обучения -36 часов;
2-й год обучения- 72 часа.
Общее количество часов, отведенных учебным планом на изучение полного курса, составляет 108 часов:
В каникулярное время проводятся экскурсии, культурно-досуговая деятельность 2 раза в неделю - 24 часа или 1 раз в неделю-12 часов.
Особенности организации деятельности детей в рамках общеобразовательной программы определены направленностью дополнительных образовательных планов.
Это работа кружков с объединением детей определенного возраста, разного численного состава.
Кружок - объединение группы лиц с общими интересами для постоянных совместных занятий, решения предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности.Занятия в кружке предполагают разнообразие по содержанию детской деятельности (ритмопластика, творческие задания, задания на ориентировку, упражнения тренировочного характера, разучивание и повторение танцев); по методам работы с дошкольниками (беседы в форме вопросов и ответов, прослушивание и разбор музыки, показ педагогом движений, повторение пройденногоматериала, музыкальные и хороводные игры, танцевальные импровизации).
Все темы занятий кружка подобраны по принципу нарастания сложности творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть программы на последующие годы реализации, с учетом интересов и возможностей детей, пожеланий родителей.
Численный состав кружка определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей в режиме дня в вечернее время; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм.Кружковая работа проводятся с группой или подгруппой детей (8-10 человек) старшего дошкольного возраста (5-7 лет) 2 раза в неделю. Длительность занятий 25 - 30 минут после дневного сна. Занятия кружка не дублируют занятия общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной творческой деятельности через язык танца в процессе систематических занятий с постепенным усложнением, постоянной корректировкой учебных задач, игровых приемов, Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка, создать положительную мотивацию к учебной деятельности, «запустить» механизм саморазвития и дальнейшую самореализацию в творческой деятельности.
- Методическое обеспечение Программы
Программно-методическое обеспечение занятий кружка по ритмикес детьми старшего дошкольного возраста включает:
а) мотивационный компонент (осознание потребности в хореографической деятельности, постановка целей, возникновение интереса к хореографической деятельности);
б) когнитивный компонент - привлечение знаний о сущности хореографической задачи и путях её решения (выбор танцевального репертуара, беседы о танцевальном искусстве, просмотр фотографий и видеоматериалов, «личный исполнительский пример», подражание, объяснение техники исполнения и пр.);
в) технологический компонент - теоретическое и методическое обеспечение процесса становления хореографических умений дошкольников (постановка образовательных задач, повторение предыдущего и подача нового материала, объяснение техники исполнения новых танцевальных движений, создание занимательной игровой атмосферы, непосредственное участие педагога в выполнении танцевальных движений, обязательное подведение итогов и др., а также новые элементы современной педагогической технологии: нетрадиционные хореографические занятия, открытые занятия, творческие хореографические проекты, хореографическое портфолио).
Разработка программно-методического комплекта и обоснование его выбора осуществляется по следующим критериям:
а) соответствие цели и задачам программы;
б) соответствие требованиям к психолого-педагогическим условиям реализации программы.
Программа«Ритмическая мозаика» обеспечена различными видами учебно-методической продукции:
- разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, открытых занятий и т.д.;
- авторскими методиками проведения занятий; методическими рекомендациями по организации условийдля реализации программы;
- наглядно-дидактическими материалами (иллюстрации, схемы постановки танцев и танцевальных упражнений);
- нотный материал;
- учебно-методическая, детская художественная и справочная литература.
Материально-техническое обеспечение:
- просторное, светлое помещение (музыкальный зал);
- пианино;
- аккордеон;
- зеркала на стене;
- флеш-накопители с музыкальными произведениями и др.; фонограммы,CD, DVD диски, кассеты.
- музыкальный центр, микрофоны;
- детские музыкальные инструменты и игрушки (ложки, колокольчики, погремушки);
- атрибуты для танцевальной и музыкально-игровой деятельности детей: цветные платочки, ленты, султанчики, флажки, обручи, мячи, атрибуты по сезонам: цветы, листья, новогодняя мишура, снежинки и др.;
одежда и обувь детей:
Для девочек:
- гимнастический купальник, лосины (черного цвета),юбочка шифоновая белого цвета, балетки и носки белого цвета.
Для мальчиков:
- футболка белого цвета, шорты темного цвета, балетки черного цвета.
- Планируемые результаты
Хореографические умения - это исполнение ребенком несовершенных, нескоординированных, неэкономичных танцевальных движений при непрерывном контроле за содержательно - образной, технической и музыкальной составляющей этого движения.
На последнем этапе становления хореографических умений происходит автоматизация выполнения движения, что приводит к возникновению хореографического навыка, под которым подразумеваются следующая структура хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста:
- двигательные умения: умение ритмично, сбалансированно и эмоционально двигаться, удерживая правильное положение корпуса, рук и головы; умение самостоятельно исполнять доступные танцевальные движения различной видовой направленности после словесного объяснения и практического показа педагогом данного танцевального движения; умение ориентироваться в пространстве и перемещаться в соответствии с заданным рисунком танца;
- музыкально-ритмические умения: умение воспринимать характер музыки, анализировать и отражать его в движениях и пластике; умение выполнять музыкально-ритмические упражнения и игры по заданию педагога; умение исполнять музыкально-ритмические импровизации;
- творческие умения: умение выразительно и одухотворенно передавать танцевальные образы, используя средства хореографии; умение импровизировать под знакомую музыку; умение создавать новые танцевальные движения, интерпретировать знакомые движения и составлять танцевальные композиции на основе наработанного хореографического материала.
Формы подведения итогов:
- оформление выставочного стенда в ДОУ;
- участие в городских танцевальных конкурсах;
- выступления на детских праздниках и других формах культурно- досуговой деятельности, родительских собраниях;
- проведение открытых занятий.
Контроль
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения. Формами педагогического контроля могут быть итоговые занятия один раз в полугодие, открытые занятия, выступления, конкурсы, которые также способствуют поддержанию интереса к работе, нацеливают детей на достижение положительного результата. В познавательной части занятия обязательно отмечается инициативность и творческое сочинение детьми танцевальных комбинаций, показанных ими в ходе занятия, анализа своего выступления и поиска решения предложенных проблемных ситуаций.
Оценивая результат практической работы, а именно выступления детей, опираются на такие критерии: качественное исполнение танцевальных этюдов и танцев, общий эстетический вид исполнения, творческие находки и самостоятельность сочиненных комбинаций.
Чтобы убедиться в прочности знаний и умений, эффективности обучения по данной образовательной программе проводится контроль:
Виды контроля:
- фронтальный
- взаимоконтроль
- самоконтроль
- индивидуальный
Формы контроля:
- наблюдение
- собеседование с детьми и родителями - постоянно
- анкетирование детей и родителей – 1раза в год
- открытые занятия
- участие в праздниках по группам
- участие в массовых мероприятиях структуры
- участие в концертной деятельности
- участие в городском фестивале творческих коллективов.
Критерии уровневой оценки
Высокий - творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное выразительное выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность. Устойчивость внимания, физическая выносливость, двигательная активность. Развитый опорно-двигательный аппарат и высокая функциональная развитость
Средний - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в танцевальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительные показ, повторы. Необходимость в смене эмоциональных состояний, средняя утомляемость и снижение двигательной активности. Слаборазвитый опорно – двигательный аппарат, сниженная функциональная развитость
Низкий - слабо выражены эмоции; «ровно», спокойно относится к занятиям, к музыкально – танцевальной деятельности, нет активного интереса, равнодушие. Не способен к самостоятельности. Быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, функциональная незрелость ребенка.
Критический- (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к танцам, танцевальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в здоровье ребенка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).
Список литературы:
- Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «СА-ФИ-ДАНС» Танцевально-игровая
гимнастика для детей- СПб, «Детство-пресс»,2003г.
- Арсентьева, В. П. Игра ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.. - М.: ФОРУМ, 2009.
- А.И. Буренина «Ритмическая мозаика», СПб, 2000г.
- Т.П. Ломова, С.И. Бекина «Музыка и движение», Москва, «Просвещение»,1983г.
- Т.П. Ломова,С.И. Бекина «Музыка и движение», Москва, «Просвещение», 1984г.
- Т.К. Васильева «Секрет танца», СПб, 1997г.
- Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Фитнес-данс» лечебно-профилактический танец, Москава «Детство-пресс», 2007г.
- С.Д. Руднева, Э Фиш «Ритмика. Музыкаольное движение», Москва, «Просвещение». 1972г.
- «Эстетическое воспитание в детском саду» под ред. Н.А. Ветлугиной, М., 1989 г.
- Е.П. Раевская, С.Д. Руднева «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва «Просвещение», 1991г.