Учебный план на 2017-2018 учебный год

     

Пояснительная записка

к учебному плану

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 76»

на 2017-2018 учебный год

 
  1. Инвариантная часть

1.1.Учебный план МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76» составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г.),

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г.), - СанПиН 2.4.1.3049-13, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №26 от 15.05.2013г.), - Письмом Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. № 65/23-16, - Лицензией на право осуществления образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 76», выданной комитетом образования и науки Курской области. Регистрационный номер № 1247 от 04.04.2012 г., № 001039. - Уставом МБДОУ от 21.12.2015г. Учебный план является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности.             Основная цель учебного плана - регламентировать непосредственно образовательную деятельность, определить ее направленность, установить виды и формы ее организации. В структуре учебного плана выделена инвариантная часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и реализуется через непосредственно образовательную деятельность. Инвариантная часть составляет не менее 60% времени, необходимого для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется как в первой, так и во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Оптимальная нагрузка и распределение ее в течение дня, недели соответствует физическим, биологическим, социальным и психоэмоциональным возможностям детей дошкольного возраста. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 2 до 3-х лет – не превышает 10 минут; от 3 до 4-х лет - не более 15 минут;  для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут; для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут;   для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности составляют не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня. План разработан на основе примерного базисного учебного плана, основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. А.Н. Вераксы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  объем времени, необходимый на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования составляет не менее 60%, на реализацию части программы, формируемой участниками образовательных отношений, - не более 40 %. Исходя из этого, в МБДОУ № 76 реализуются парциальные программы по всем направлениям развития дошкольников:
  • Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками в развитии речи».
  • Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»
  • С.Н. Николаева «Юный эколог»
  • Н.А. Рыжова «Наш дом-природа»
  • О.Л. Князева «Я, ты, мы»
  • О.П. Радынова «Музыкальные шедевры»
  • А.Н. Буренина «Ритмическая мозаика»
  • И.А. Лыкова «Цветные ладошки»
  • Н.В. Нищева "Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи";
  • Н.Ю. Куражева «Цветик – семицветик»;
  • Л.П. Гладких "Мир - прекрасное творенье";
  • А.И. Буренина "От игры до спектакля";
  • И.М. Каплунова "Ладушки";
  • И.Н. Курочкина «Этикет для дошкольников».
В учебный план включено 5 направлений (образовательных областей), обеспечивающих познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие дошкольников. Реализация учебного плана предполагает: - обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; - соблюдение минимального объема непрерывной непосредственно образовательной деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана; - обеспечение не менее 50% общего времени непосредственно образовательной деятельности на физическое и художественно-эстетическое развитие дошкольников. Реализация данного учебного плана предполагает:
  • повышение качества образования воспитанников МБДОУ;
  • создание каждому воспитаннику условий для дальнейшего развития;
  • удовлетворение запросов родителей.
Освоение основной общеобразовательной программы осуществляется в режимных моментах, совместной деятельности, самостоятельн6ой деятельности дошкольников. Объем обязательной части образовательной программы от ее общего объема;  части, формируемой участниками образовательного процесса, составляет не менее 80%. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Организация жизнедеятельности МДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми формы детской деятельности (НОД, развлечения, кружковую работу), так и самостоятельную деятельность детей.   УЧЕБНЫЙ ПЛАН   на 2017-2018 учебный год  
п\п Реализуемая программа Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы
Виды  непосредственно образовательной деятельности  № группы, объем образовательной нагрузки в неделю
№ 1 для детей 2-3 лет № 4 для детей 3 – 4 лет № 5 для детей 3 – 4 лет № 2 для детей 4 – 5 лет № 7 для детей 4 - 5 лет № 6 для детей 5 - 6 лет (комбинир. направлен-ности) № 3 для детей 6-7 лет (комбинир. направлен-ности)  № 8 для детей 6 - 7 лет
                 Инвариантная часть
1   Познавательное развитие 1 1 1 1 1 1   1   1
2 Формирование элементарных математических представлений   - 1 1 1 1 1   2 2
3 Обучение грамоте - - - - - В структуре занятий по развитию речи В структуре занятий по развитию речи   1
4 Формирование правильногозвукопроизноше-ния - - - - - 2 2 -
5 Развитие речи 2 1 1 1 1 2 2 1
6 Чтение художественной литературы В режимных моментах 1
7 Рисование 1 1 1 1 1 2 2 2
8 Лепка 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 В режимных моментах 1 1  
9 Аппликация - 0,5 0,5 0,5 0,5 В режимных моментах В режимных моментах 1
10 Конструирование 0,5 В режимных моментах
11 Физическое развитие 3 3 3 3 3 3 3 3
12 Музыка   2 2 2 2 2 2 2 2
  Итого: 10 10 10 10 10 13 15 15
          Вариативная  часть
1 Ритмика - - - - - 1 2 2
2 Художественный труд           1 1 1
 
  1. 2. Вариативная часть
  2.1.Вариативная часть Программы, предполагает реализацию занятий по дополнительному образованию в кружках. Вариативная часть программы (20 %) направлена на поддержку приоритетного вида деятельности дошкольного образовательного учреждения по художественно-эстетическому развитию детей. При включении дополнительных услуг в режим работы детского сада были учтены возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, количество занятий в течение дня и их длительность. С детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)во 2-ой половине дня проводятся занятия по ритмике и художественному труду в форме кружковой работы. Количество внеаудиторных занятий в период с июня по август при нагрузке 1 час в неделю составляет 12 часов; 2 часа в неделю -24 часа (экскурсии, культурно-досуговая деятельность). Продолжительность учебных занятий составляет 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной группе.   Учебный план занятий кружка по ритмике  
№ группы Количество часов в неделю Количество часов в год Количество детей в группе
№ 3 (6-7лет) 2 72 25
№ 8 (6-7лет) 2 72 25
№ 6 (5-6 лет) 1 36 28
  Содержание психолого-педагогической работы с детьми Методологическая основа для разработки рабочей программы по ритмике:
  • программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной.
Издательство:СПб.:ЛОИРО,2000г. Цель: формирование гармоничной,  развитой личности в процессе овладения искусством танца, развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства. Задачи: ·        Формирование основ культуры движений. ·        Развитие основных физических качеств. ·        Выработка умений владеть телом, укрепление мышц. ·        Совершенствование работы дыхательных органов и органов кровообращения. ·        Повышение физической работоспособности. ·        Формирование красивой осанки. ·        Воспитание стойкого интереса  к танцевально-ритмической деятельности. ·        Совершенствование чувства ритма. Формы и методы образовательной деятельности. Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с учетом выполнения принципов систематичности, доступности, активности, сознательности. Формы организации детской деятельности: - фронтальные (одновременно всей группой детей); - подгрупповые (подготовка ритмических номеров); - индивидуальные (выполнение проблемных танцевально-ритмических движений).             Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и воспитанников, при помощи которых наилучшим образом усваивается музыкально-ритмический материал, прививаются навыки, формируется и развивается эстетический вкус и музыкально-двигательные способности.
  • Метод использования слова— универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
- рассказ, - беседа, - обсуждение, - объяснение, - словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
  • Метод танцевального показа- это такой способ обучения, при котором педагог демонстрирует танцевальную композицию или элементы и анализирует их.
  • Метод устного изложения учебного материала– с его помощью педагог сообщает детям знания об истории и современном состоянии хореографии, ритмики. Рассказывает об отдельных танцах и танцевальной музыке. Показывая и разъясняя, те или иные танцевальные композиции педагог помогает ребенку понять характер ритмической, танцевальной лексики и особенности танцевальной музыки.
  • Методы танцевально-практических действий.
  • Методы познавательной деятельности детей:
-   иллюстративно-объяснительный метод,  репродуктивный метод.
  • Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям.
  Учебный план занятий кружка по художественному труду  
№ группы Количество часов в неделю Количество часов в год Количество детей
№ 6 (5-6 лет) 1 36 28
№ 3 (6-7 лет) 1 36 25
№ 8 (6-7 лет) 1 36 25
  Содержание психолого-педагогической работы с детьми Методологическая основа для разработки рабочей программы по художественному труду- программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» и учебно-методическое пособие по организации художественного труда в ДОУ «Умелые ручки» И.А. Лыковой. Издательский дом «Цветной мир», Москва 2010г.             Цель занятий по художественному труду - направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эстетического отношения к окружающему миру средствами практической целенаправленной деятельности. Педагогическая модель формирования эстетического отношения к миру у детей дошкольного возраста Приоритетные задачи художественно-творческого развития детей дошкольного возраста: - инициирование процессов творческого освоения культуры; - развитие специфической познавательной мотивации; - расширение перспектив детского развития (индивидуальная траектория); - развитие продуктивного воображения и творческих способностей. Форма и содержание детской художественно-творческой деятельности: - создание эстетической картины мира  через интеграцию собственного познавательного и эстетического опыта; - создание условий для освоения ребенком-дошкольником окружающего мира через познание, чувствование, оценивание, созидание; - приобретение социокультурного опыта. Основными формами организации детей являются индивидуальные и подгрупповые занятия.        
  • Статистика сайта

    Яндекс.Метрика