Интегрированная познавательно-речевая деятельность в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Есть на Земле огромный дом»

    Цель: воспитание у детей ответственного и бережного отношения к окружающему миру. Задачи: 1. Развивать у детей познавательный интерес средствами опытно-экспериментальной деятельности 2. Формировать представление детей о значении воздуха, воды и света в живой природе 3. Дать представление о человеке как части природы и его роли в охране окружающей среды 4. Вызвать у детей желание заботиться о природе 5. Активизировать речь детей средствами: художественное слово, подбор эпитетов. Обогащать словарный запас Методы и приёмы: игры-эксперименты с воздухом, водой и светом; игровая деятельность; метод проблемного анализа. Оборудование: музыкальный центр, две емкости: с горячей водой и снегом, пластиковые бутылки, воздушные шарики, мяч, наглядное пособие для дидактической игры «Очисти пруд», игрушка-черепаха, две пророщенные луковицы ( на окне и в темном месте), материалы для моделирования плаката «Береги природу» Предварительная работа: проведение беседы о природе, чтение художественной и познавательной литературы о природе, рассматривание иллюстраций, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность, создание картотеки экологических игр. Ход непосредственно-образовательной деятельности Организационный момент - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем. (дети здороваются с гостями) -А теперь возьмёмся за руки, сделаем дружный круг. Сегодня у нас в гостях веселая песенка. Дети становятся в круг и слушают песню «Мы хотим, чтоб птицы пели», покачивая руками в такт. После прослушивания воспитатель предлагает детям занять свои места. Беседа с детьми -Вам понравилась песня? О чем в ней поётся? (о природе) - Ребята! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир природы. - Как вы думаете, что такое природа? (это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения, человек) - Этот мир такой разнообразный, мир, в котором хватает места всем. «Есть на Земле огромный дом под крышей голубой, Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весёлый звон ручья, Живёшь в том светлом доме ты И все твои друзья. Куда б дороги не вели Всегда ты будешь в нём, Природою родной земли Зовётся этот дом». - А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Живая и неживая природа». Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой (птицы, растения, рыбы и т.д.) и неживой (небо, земля, камни и т.д.) природы. -Молодцы! Занимайте свои места. - Ребята, а как вы думаете, что нужно для того, чтобы наша планета Земля была живой?( ответы детей) - Ответы вам подскажут загадки. «Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он – невидимый, и всё же Без него прожить не можем» (воздух) - А без воздуха можем мы прожить? (нет) - Почему? (воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут). - Воздух – это волшебник. Он может творить чудеса. Я предлагаю вам понаблюдать, что может сделать теплый воздух. Опыт: воздух-волшебник Воспитатель надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставит ее в миску с горячей водой. -Что происходит с шариком? (Он надувается) -Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. (Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и снегом) - Что теперь происходит с шариком? ( Шар не надувается) -Ребята, мы можем сделать вывод: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – уменьшается. Так же при дыхании работают наши легкие. Воспитатель предлагает выполнить дыхательную гимнастику: набираем в грудь воздух, разводя руки в стороны, выдыхаем – руки в исходное положение, 8-10 раз. - Давайте подумаем и вспомним, что еще нужно для жизни на Земле? «Меня пьют, меня льют, всем я нужна, кто такая я ...?» (вода) - Правильно. Без воды невозможно существование всего живого: «Повсюду, где бежит вода, Цветёт земля, цветёт страна…» - Но что же произойдет, если на нашей планете вся вода станет грязной? (ответы – рассуждения детей) Воспитатель достает игрушечную черепаху: - Здравствуйте, ребята, я вас так ждала. С нашим прудом приключилась беда. Он погибает. Люди загрязнили наш пруд, растения увяли, птицы улетели, рыбки заболели. Помогите нам. -Мы с радостью поможем. Давайте станем экологами. Ребята, вы знаете кто такие экологи? - Экологи – это люди, которые защищают природу, это ученые, которые оберегают все, что растет и всех, кто живет в природе от исчезновения. Дидактическая игра «Очисти пруд» Воспитатель предлагает детям очистить пруд от мусора (дети вынимают из импровизированного пруда мусор) - Молодцы, вы отлично справились с заданием. Воздух и вода необходимы нам для жизни. А что ещё нужно всем живым организмам? Послушайте загадку, которую приготовил Костя. «Не огонь, а больно жжет, Не пекарь, а печет?» (солнце) Опыт с луком - Чтобы убедиться в значении света для роста и развития растений мы с вами поставили одну луковичку в стакан с водой на солнышко, а другую – в темное место. Сегодня пришло время посмотреть результат опыта. Дети отмечают, что на солнышке вырос зеленый лук. А в темноте – только показались отростки. - Давайте сделаем вывод: растениям, как и человеку, для жизни роста, развития нужно солнце. - Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле, без животных, птиц, насекомых, растений, деревьев? - Конечно, нет. Человек живёт в природе, от природы зависит его жизнь. - А у вас есть домашние животные? Как вы о них заботитесь? (ответы детей) - Человек на Земле умный и сильный, и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы, помощь животным, уход за растениями. - Мы с вами знаем правила поведения в природе? Давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать в природе, чтобы не причинить ей вреда. • Не ломать ветки деревьев. • Не топтать цветы. • Не кричать, не включать громко музыку. • Не разорять птичьих гнезд. • Не ловить насекомых. • Не разжигать костров. • Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы. Продуктивная деятельность – моделирование знаков по охране природы, создание сборного плаката «Береги природу» -Я предлагаю вам сегодня создать плакат «Береги природу», самостоятельно собрав знаки по охране природы. Мы помним, что запрещающие знаки всегда расположены в красном кружочке. -Милана приготовила нам стихотворение, о том, что человек должен беречь Землю. «Смотрю на глобус – шар земной, И вдруг вздохнул он как живой, И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!» В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза, И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!» Остановил олень свой бег: «Будь человеком, человек» В тебя мы верим – не солги, ты береги нас, береги!» Смотрю на глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной, И шепчут губы: «Сберегу! Я сберегу Вас, сберегу!» - Мы с вами славно потрудились сегодня. И я решила посвятить вас в «Юные друзья природы». Вручаю вам медаль «Юные друзья природы». Использованная литература: 1. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т. «Программа воспитания и обучения в детском саду» - М.: Просвещение. 2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе. Экология» - Учитель, 2008. 4. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Минск: Асар, 1996. 5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000. 6. Николаева С.Н. «Юный эколог».
  • Статистика сайта

    Яндекс.Метрика