Конспект занятия по музыкальному развитию «Волшебный сундучок»

Музыкальное занятие  «Волшебный сундучок» Дата проведения: 11.04. 2018г. Возрастная группа - подготовительная. Образовательная область: «Музыка» Тема: «Волшебный сундучок» Тип занятия: тематическое  занятие на материале русского фольклора. Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности. Задачи:
  1. Продолжать знакомить детей с народно-обрядовой культурой России, ее традициями.
  2. Учить детей первоначальным навыкам хорового народного пения, игре на народных инструментах.
  3. Развивать у дошкольников навыки самостоятельных действий в пении, в самостоятельном подборе игровых вариантов в процессе выполнения творческих заданий.
  4. Воспитывать интерес и любовь к народной музыкальной культуре.
  5. Развивать коммуникативные навыки дошкольников в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, музыкальный центр, музыкальные инструменты, микрофоны. Предварительная работа: Разучивание песенного, игрового музыкального материала. Знакомство с русскими народными инструментами. Беседы о быте, традициях русского народа. Посещение фольклорного уголка «Горенка». Ход занятия: (Дети стайкой входят в зал и останавливаются лицом к гостям.) Муз. рук.  Ребята, сегодня в нашем детском саду гости, поприветствуем их. (Дети поют распевку «Добрый день!»,  и садятся на места). Муз. рук.  У нас сегодня не совсем обычное музыкальное занятие. Оно необычное, потому что вы нарядные, красивые, надели народные костюмы, стали добрыми молодцами и красными девицами. И говорить мы будем с вами о давних стародавних временах. О том, как на Руси люди жили, чем занимались, какие песни пели. Как вы думаете, а в те времена людям жилось легче, чем сейчас? (Ответы детей) Да, жизнь наших предков действительно, была трудная. У нас с вами сейчас очень много разных помощников: компьютеры, стиральные машины, утюги, пылесосы и много-много другой техники. А много лет назад людям приходилось делать всё самостоятельно. Как вы думаете, а нужны ли людям были песни и вообще музыка? (Ответы детей) Сейчас есть специальная профессия, люди которой сочиняют музыку, кто помнит, как она называется? (Ответы детей) Правильно, это композиторы. Профессия эта очень сложная. Чтобы сочинять музыку, нужно много учиться, знать нотную грамоту, уметь играть на музыкальных инструментах и ещё иметь воображение, фантазию, так как «сочинять» - это значит, придумывать что-то новое. Ответьте на вопрос: а в давние времена были ли композиторы? (Ответы детей) А кто же сочинял музыку? (Ответы)  Правильно, музыку сочиняли люди, сам народ. И сочиняли они не просто так, а все песни помогали людям в чём-либо: одни в работе: одни в работе, другие веселили на празднике, третьи величали, хвалили кого-либо. Мелодии песен были простые, легко запоминались, каждый желающий мог подпеть, так как строчки повторялись не один раз. Вот и мы сегодня с вами отправимся в волшебный мир народной песни. Смотрите и слушайте внимательно… ( Слайд №1, звучит «В гостях у сказки». Слайд №2, изображение сундучка). Муз. рук. Что же это за предмет? ( Ответы детей) А для чего он нужен, что в нем хранили? (Ответы детей) Как вы думаете, а что хранится в этом волшебном сундучке? (Ответы детей) В нем живут песни и самые разные. А вот их жанр, название придется отгадать вам, ребята. (Слайд №3, изображение «Колыбельные») Муз.рук. О каких песенках идет речь? (Ответы детей) А когда их пели? (Ответы детей) Какие были мелодии колыбельных? (Ответы детей) А почему они так назывались? (Ответы детей) У нас в группе есть девочка Алена, она знает одну из колыбельных и мы попросим её сейчас спеть. (Алена С. исполняет без сопровождения колыбельную «Уж как сон ходил») Муз. рук.  Спасибо, Алена. Сундучок наш открываем, песни снова отгадаем. (Слайд №4, изображение «Дразнилки») Муз.рук. А что делают эти дети? (Ответы детей) И как назывались такие песни? (Ответы детей) Правильно, дразнилки. А дразниться, вообще-то, нехорошо! Но такие песенки помогали мальчикам и девочкам исправлять своё поведение, плохие поступки, свой характер. А вы дразнилки знаете? (Дети исполняют «Андрей-воробей» и «Ванька-встанька») Муз. рук.  А из волшебного сундучка появляются новые песни. (Слайд №5, «Заклички») Муз. рук. Чем занимаются эти ребята? (Ответы детей) А как называются такие песенки? (Ответы детей) Правильно, такие песенки называются заклички. А что значит «закликать»? (Ответы детей) Правильно, «закликать», значит, звать, приглашать. Не так давно мы с вами отмечали праздник Масленица и тоже кого-то закликали. Кто помнит, кого же? Верно, птичек. Закличку споём, птичек позовём! (Дети исполняют закличку «Уж вы, пташечки, щебетушечки», после исполнения звучит аудиозапись пения птиц) Муз. рук.  Птички прилетели, вам играть велели! ( Музыкальная игра «Птинушки») Муз. рук. Сундучок приоткрываем, что хранится в нём, узнаем… (Слайд №6, «Шуточные») Муз.рук. Какая весёлая необычная картинка. Ребята, а может такое быть в жизни? Петушок катается на радуге, коза надела сапожки? (Ответы детей) Как же называются такие народные песенки? (Ответы детей) Правильно, шуточные. Мы с вами знаем шуточную песню и с удовольствием для гостей её споём. (Дети исполняют «Ехал дедушка Егор») Муз. рук. Русские люди сочиняли песенки веселые, короткие, задорные. Мы прослушаем одну из таких песен, а вы вспомните, как они называются.  (Звучит аудиозапись «Весёлые частушки» в исполнении фольклорного ансамбля «Игранчики») Муз. рук. Кто может ответить на мой вопрос? (Ответы детей) Да, это любимые всеми частушки. А спеть частушки мы попросим наших гостей. (Раздают тексты с частушками (7-8), звучит аудиозапись, взрослые поют частушки) Муз. рук. Спасибо! Одних гостей развеселили, а другие приуныли. Ребята, пригласите поиграть с нами в русскую народную игру. А Авдотьей Изотовной попросим стать воспитателя Инну Викторовну. (Дети и взрослые играют в игру «Авдотья Изотовна») Муз. рук. Совсем немного песен осталось в нашем сундучке. Посмотрим на последнюю картинку и узнаем, о каких песнях идет речь. (Слайд №7, «Плясовые») Муз. рук.  Какая весёлая картинка. Как вы думаете, как назывались такие народные песенки? (Ответы детей) Верно, это плясовые. А петь и плясать одновременно это нелегко. Вот и придумали русские люди себе подыгрывать во время пляски и стали мастерить себе для этого разные музыкальные инструменты. Послушайте какие. (Музыкально-дидактическая игра «Назови музыкальный инструмент») Муз. рук. Большинство русских народных инструментов изготовлены из дерева, потому что у нас много лесов, рощ. Мастера знали, из какого дерева ложки вырезать, из какого балалайку. Балалайка - самый известный во всём мире русский народный музыкальный инструмент. Ни одно гулянье не обходилось без неё. Ваши подружки Алёна и Софья споют песню, которая так и называется «Балалайка». ( Дуэт исполняет песню «Балалайка») Муз. рук. Есть у нас ложкари-музыканты, настоящие таланты. Ложки вы скорей возьмите, дружно, весело стучите! (Оркестр ложкарей, аудиозапись «Соловушка») (Слайд №8, «сундучок закрывается») Муз. рук. Вот и закрылся наш волшебный сундучок. И наше занятие подходит к концу. Вы сегодня много узнали, спели много разных народных песен, играли в народные игры. Вам понравилось? (Ответы детей) Здесь у меня живут нотки. Вы сейчас выберете одну и расположите её на магнитной доске. Только нотки все разные. Девочки и мальчики, которым было сегодня интересно, весело, возьмут нотку, которая улыбается. А те ребята, которым было трудно, сложно и скучно, прикрепят вот такую печальную нотку (показывает). А если что-то понравилось, а что-то нет, вот такую (прикрепляет «нейтральную» нотку). (Дети выбирают себе ноты и фиксируют их на магнитной доске, музыкальный руководитель приглашает всех в полукруг, лицом к гостям)

Муз. рук. Песня русская в березах, Песня русская в хлебах – На покосах, на морозах, На санях и на лугах…

Кто сложил ее, не знаю, Только песня та добра, Песня с детства мне родная И подруга, и сестра!

            Песни русские такие, Что охота подпевать… Столько песен у России, - Никому не сосчитать.

(Дети исполняют песню  Е. Гомоновой «Край родной»)

Муз. рук. Мы благодарим гостей за внимание и попрощаемся.

(Дети поют «До свиданья гости» и идут в группу).

     
  • Статистика сайта

    Яндекс.Метрика