Игры с песком как средство развития ребенка-дошкольника

Консультация для родителей

 

Игры с песком – это естественная и   доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует вам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней. Создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.), «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.

С помощью пескотерапии   решаются также следующие задачи:

  • развитие  мелкой моторики  рук;
  • снятие мышечной напряжённости;
  • обеспечение положительного эмоционального самочувствия ребенка;
  • развитие  активности, расширение  жизненного опыта, передаваемого взрослым в близкой для ребёнка форме деятельности;
  • преодоление  комплекса «плохого художника» в процессе создания художественной композиции из песка при помощи готовых фигурок;
  • развитие зрительно-пространственной ориентировки и речевых возможностей и т.п.

         Дети всегда охотно играют с песком на улице, но родители могут продлить удовольствие для своего ребенка, изготовив мини-песочницу дома.

Для этого в качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик.  Его традиционный размер 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70- размер поля, а 8-глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Лучшее сочетание для зрительного восприятия ребенка даст сочетание естественного цвета дерева и голубого цвета. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта - небо. Голубой цвет оказывает на ребенка умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница, являет собой миниатюрную модель нашей планеты.

На одну треть или наполовину мини-песочницу необходимо  заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать.

         Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир (животные, насекомые, фигурки людей, техника, транспорт, дорожные знаки и т.п.).

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Желаем  успехов!

   

 Учитель-логопед 1 квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 76», Булгакова И.М.

   
  • Статистика сайта

    Яндекс.Метрика