«Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития ребёнка-дошкольника»

«Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития ребёнка-дошкольника»

Яковлева Ирина Николаевна,

воспитатель

В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления. Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению, значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость. Кроме того, специфика группы связана с многочисленными речевыми нарушениями у детей. Что побудило меня заняться с детьми театрально-игровой деятельностью? Конечно же, в первую очередь, это искренняя радость на их лицах, смех, искорки счастья в детских глазах, когда они слушают или смотрят сказку. Я поняла, что театр - это волшебный мир, который делает детей счастливыми! Посредством театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
  • доставить детям радость через игру в театр;
  • способствовать эмоциональному раскрепощению ребёнка;
  • способствовать развитию у детей всех компонентов речи;
  • учить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром;
  • способствовать реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощению и повышению личной самооценки.
Коллективный характер театрализованной деятельности позволит расширить и обогатить опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке к спектаклям дети научатся находить выразительные средства для передачи характера персонажа, координировать свои действия. Дети, действуя в определенной роли, приобретут опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития. Повысятся знания родителей о роли театра в социально-личностном развитии ребенка. На начальном этане работы по театрализованной деятельности педагогам предлагается включать в инсценировку упражнения на развитие памяти, внимания и других психических функций. Необходимость в этом связана с особенностями методики, направленной на развитие у детей способности преодолевать сценическое волнение. Одним из основных показателей актерского мастерства является искренность, умение быть правдивым в сценическом проявлении своих чувств. Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
  • выбор детьми роли по желанию;
  • назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
  • распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
  • проигрывание ролей в парах.
При этом возникают две основные проблемы:
  • что делать, если ролей не хватает на всех детей;
  • кто будет играть отрицательных персонажей.
Первую проблему помогают решить подгрупповая организация занятий (10-12 детей в подгруппе), парное проигрывание ролей. Кроме того, воспитатель, чтобы охватить всех детей, может придумать дополнительные роли. Вторая проблема - исполнение ролей отрицательных персонажей -несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети - в большинстве случаев - хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все: и дети, и взрослые - артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли, причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее. Виды театра в предметно-развивающей среде группы Театр «Живая рука» «Пальчиковый театр»  «Театр на ложках» Театр с малышами по мотивам русской народной сказки «Репка» «Дефиле театральных костюмов»  Результаты работы по организации театрализованной деятельности:
  • Театральная деятельность помогает ребенку раскрепоститься.
  • Жизнь детей в группе стала увлекательнее, разнообразнее.
  • Дети стали более эмоционально раскрепощенными, уверенными в себе.
  • Расширился опыт социальных навыков поведения в кругу сверстников и взрослых, обогатился опыт сотрудничества в самостоятельных видах деятельности.
  • У детей улучшились показатели в развитии компонентов речи – монологической, диалогической, словаря, звуковой культуры.
  • У родителей повысились знания о роли театра в развитии ребенка-дошкольника.
  • Родители активнее участвуют в подготовке и проведении детских праздников и досугов, создании театральных костюмов и декораций.
  • Обогатилась предметно-развивающая среда в группе для организации театрализованной деятельности.
  • Статистика сайта

    Яндекс.Метрика